Страх – № 4 (615), 2020 – журнал «Искусство»

«Искусство» — № 4 (615), 2020

Страх

В нашей жизни стало слишком много страха. Возможно, именно «страх» следовало выбрать словом года вместо «пандемии» или «локдауна». Есть те, кого не коснулись финансовые трудности или проблемы со здоровьем, но связанный с потерей даже иллюзорного контроля над своей жизнью страх как неконтролируемое переживание, мешающее что‑либо делать, — он затронул всех. Джорджо Агамбен писал, что главное свойство страха — «воля к бессилию», «желание быть незащищённым». Вещи, по Агамбену, «становятся пугающими, потому что мы забываем об их принадлежности к миру, который превосходит их все и вместе делает их присутствующими». Вероятно, именно искусство — и есть практика, сообщающая нам о нашей общей принадлежности к миру, который превосходит нас всех. В этом номере мы обратились к художникам в попытке понять, как это работает, и работает ли вообще — хотя бы для них самих, посвятивших свою жизнь этой практике.

Купить печатную версию на Wildberries
Искусство №4 (615), 2020

На обложке: Павел Отдельнов. Сегодня рейсов нет, 2015. Холст, масло, 160 × 230 см. Частная коллекция. Предоставлено художником

Этнография,

Смерть,

Страх,

Фотография

«Урал Мари. Смерти нет» Александра Сорина, Фёдора Телкова и Натальи Конрадовой

Звуковая инсталляция,

Смерть,

Страх

«Сад им.» Артёма Филатова и Алексея Корси

Вопросы: Алина Стрельцова

Страх,

Видеоинсталляция

«Беззубое сопротивление» Полины Канис

Страх,

Фотография

«Синяя точка». Фотопроект Сергея Строителева

Страх,

Инсталляция

«Утопии утешают» Сюзанны Ориордан

Страх,

Видеоарт,

Перформанс

«Maybe Therapy?» Альбины Мохряковой

Постапокалипсис,

Страх,

Инсталляция,

Индустриальное искусство

Безлюдные пейзажи Павла Отдельнова

Новая этика,

Страх,

Арт-активизм,

Перформанс

«Инфодемия» Саши Старость

Страх,

Арт-активизм,

Перформанс

Перформансы Алены Агаджиковой

Страх,

Перформанс

«Билет на перформанс» Аси Володиной

Страх,

Пандемия,

Беларусь,

США

Город, где уже не страшно

Татьяна Замировская о способах преодоления страха в двух родных для неё городах, переживших каждый свою коллективную травму

Татьяна Замировская