«Искусство» — № 2 (581), 2012

Музей: настоящее прошлое

Произведение современного искусства — сложный и неуживчивый экспонат, оно хочет дискутировать с другими экспонатами и зрителями, стремится прочь из музея, за рамки институциональных пространств, и тут же требует музеефикации. Оно меняет музейную систему, требуя принципиально иных форм хранения и экспонирования. Оно заставляет музейщиков ломать головы, что же делать с новым искусством, которое может просуществовать несколько дней и исчезнуть, которое не имеет смысла без контакта со зрителем и предполагает совершенно другую архитектуру, нежели классическое. И вдруг возникла идея, что именно такое искусство может сделать музей по-настоящему востребованным, предложив новые формы работы с аудиторией — от экспонатов, облик которых можно менять своими руками, до ночных музейных дискотек. Во всем мире случился «Музейный бум», отголоски которого едва слышны в России. И дело не только в консерватизме наших музеев и нашего государства, но и в отсутствии знаний у зрителя, в недостатке хороших книжек и статей. Именно поэтому мы и взялись за номер, посвященный музею современного искусства.

«Искусство» — №2 (581), 2012

На обложке: Микеланджело Пистолетто. Венера тряпичная, 1967. Статуя Венеры — 130 × 40 × 45 см, размер инсталляции 150 × 280 × 100 см. Инсталляция из собрания Музея современного искусства Castello di Rivoli. Долгосрочная аренда — Collection Giuliana and Tommaso Setari. Фотография © Castello di Rivoli Museo d’Arte Contemporanea (Риволи, Турин)