«Искусство» — № 3 (594), 2015

Индия

Всю историю сегодняшнего индийского искусства можно представить как поиск своих корней и одновременное их отрицание. До того, как в начале ХХ века семья Тагоров инициировала Бенгальское возрождение и возврат к местной традиции, индийским художникам полагалось учиться на западных примерах и стесняться собственной грубой и варварской культуры. В середине века они искали способ рассказать миру о своих реалиях международным языком абстракции. В 1968 году в Индии начала работу первая триеннале, которую местная интеллигенция приняла в штыки, решив, что им предлагают развлекать надменных западных снобов по ими же навязанным правилам. В нулевых Индия переживала экономический бум, и в ряду прочих претензий страны на международное влияние целая плеяда местных художников оказалась звёздами всевозможных биеннале и желанными гостями самых престижных выставок. Их инсталляции и медиаработы переполнены индийскими религиозными символами и ассоциациями, отсылками к истории страны и современным политическим событиям, но тем не менее, многие из них предпочитают резко отрицать связь с национальным контекстом, говоря о себе как о художниках «глобального мира», где вдохновение не имеет границ, а слово «индийский» в приложении к искусству почти лишено смысла. Зато западный наблюдатель, уже не различающий бельгийское, чешское или, например, шведское искусство и готовый обсуждать их разве что в контексте местных художественных сообществ или проблем культурной инфраструктуры, с удовольствием обнаруживает индийское искусство как нечто реально существующее и обладающее собственным лицом.

«Искусство» — №3 (594), 2015

На обложке: Атул Додиа. Бапу в Галерее Рене Блока, Нью-Йорк, 1974, 1998. Бумага, акварель, 115 × 180 см. © Atul Dodiya. Изображение предоставлено художником

Восток,

История искусства,

XX век,

Теории,

Индия

Цели индийского искусства

Ананда К. Кумарасвами, перевод и послесловие: Полина Коротчикова

Восток,

Иконография,

XX век,

2000-е,

2010-е,

Индия

Горшки и боги

Дарья Воробьёва

Восток,

2000-е,

2010-е,

Индия,

Инсталляция

Субодх Гупта: «Ничего подобного!»

Вопросы: Алина Стрельцова

Восток,

2000-е,

2010-е,

Концептуализм,

Арт-активизм,

Активизм,

Индия

RAQs Media Collective: «А ещё у нас есть носорог!»

Восток,

2000-е,

2010-е,

Политика,

Индия,

Инсталляция

Шилпа Гупта: «Если нам до сих пор стыдно, лучше уж молчать»

Вопросы: Алина Стрельцова

Восток,

2000-е,

2010-е,

Политика,

Индия,

Инсталляция

Джитиш Каллат: «Я переписал всю речь Неру от руки резиновым клеем»

Вопросы: Дарья Кравчук

Восток,

Кураторство,

2000-е,

2010-е,

Музей,

Политика,

Индия

Традиции на экспорт

Чару Майтхани

Восток,

Кураторство,

XX век,

Политика,

Индия

Кураторство в противоборствующих мирах

Гита Капур

Восток,

Культурная политика,

Музей,

Политика,

Индия

Индийские музеи и государство

Джоти Дхар

Восток,

XX век,

Политика,

Индия,

Фотография

Реки цвета и молитвы из манной крупы

Проекты выбирала: Виктория Мусвик

Галереи,

Восток,

2010-е,

Путеводитель,

Музей,

Индия

Путеводитель по главным арт-пространствам Индии

Составитель: Джоти Дхар, текст: Жанна Старицына