Ролевые игры

,

Сообщества

,

Современное искусство

«Народ ГЭС-2». Интервью с Терезой Мавикой и Ярославом Алёшиным

Фонд V-A-C — чуть ли не единственная московская институция, которая сделала основой своей стратегии работу с сообществами. Речь идёт не о поиске новых способов достичь целевой аудитории, а о полной перестройке отношений между искусством и его зрителем, между институцией и людьми, которые становятся не потребителями, а соучастниками, соорганизаторами культурного процесса. Обо всём этом «Искусству» рассказали директор фонда Тереза Мавика и куратор социально-культурных проектов V-A-C Ярослав Алёшин

№ 3 (614) / 2020

Тереза Мавика

Директор Фонда V-A-C

Ярослав Алёшин

Куратор социально-культурных проектов Фонда V-A-C

Тереза Мавика: Когда мы только учредили Фонд, своей главной задачей мы видели поддержку художественного производства, и основной фигурой для нас был художник. Сейчас акценты сместились, в центре нашего внимания оказался зритель — и как индивидуум, и как сообщество. Если мы не будем задаваться вопросом, для кого мы работаем, я не вижу смысла в этой работе.

Ярослав Алёшин: Мне кажется, самый важный вопрос — какое место в жизни людей занимает искусство. Оно ведь не существует для себя, это пространство, где в особых формах выражаются сущностные аспекты нашей жизни. Распаковать архив знаний, накопленных искусством, сделать его доступным — в этом наша задача.

Тереза Мавика: По сути, наша задача именно в том, чтобы определить роль искусства.

Сны на районе

Один из примеров работы фонда V-A-C с московскими районами — киномастерская в Щукино, которая была организована в 2019 году под руководством режиссёра Андрея Сильвестрова. Каждый из её участников, впервые пробу­ющих себя в кинематографе, должен был снять короткометражное видео на темы городской мифологии и сновидений. Собранные вместе, эти фильмы составили картину коллективного щукинского бессознательного. Тем не менее в этом проекте, по словам его куратора Кирилла Адибекова, «процесс работы и создание сообщества молодых авторов не менее важны, чем результат». С этим согласен и Андрей Сильвестров: в киноальманахе «нам словно открывается новая ткань общественных связей, именно она становится главным содержанием фильма».

Ярослав Алёшин: До того, как я начал работать в V-A-C, я был руководителем Музея Вадима Сидура в Москве. Тогда, сотрудничая с Фондом, мы делали важный для меня лично (впрочем, надеюсь, также и для коллег) междисциплинарный проект «Общее целое», который был посвящён проблемам инклюзии. Важный — потому что из этого проекта я вынес понимание искусства как предмета и, одновременно, медиума коммуникации. Это значит, что даже опыт художника, самого автора искусства, всегда неполон. Не будучи увиденным с противоположной, так скажем, стороны, произведение всегда имеет слепые зоны не только для своего создателя, но и для куратора или институции. С ним всегда должен взаимодействовать кто‑то ещё, чей опыт и культурный бэкграунд инаков. Давайте буквально представим себе круглую скульптуру. Когда люди смотрят на неё вместе из разных точек и делятся друг с другом тем, что видит каждый, возникает эффект раскрытия. А вместе с ним — особый тип человеческой связи, опосредованной художественным предметом. Эта метафора хорошо иллюстрирует то, чем мы можем и должны заниматься, чтобы создать, если можно так выразиться, стереоскопический опыт культуры.

Когда мы учредили Фонд, основной фигурой для нас был художник. Сейчас в центре нашего внимания оказался зритель — и как индивидуум, и как сообщество

С этим пониманием я начал работать в Фонде. Я пришёл, ставя перед собой, в частности, такой вопрос: чем с позиции взаимодействия между художественной институцией и сообществами может быть, например, ЖЭК-арт — когда люди сажают цветы в своих палисадниках или пытаются украсить свои дворы? С точки зрения искусства — это такая слепая зона, контакты с которой в лучшем случае опосредованы фигурой художника. При этом кажется довольно очевидным, что люди, с которыми работают современные авторы в рамках своих проектов, значимы чаще всего не персонально. Важна скорее их способность быть пожилыми или далёкими от современной культуры; иметь инвалидность или другой цвет кожи. То есть соответствовать параметрам и целям авторского высказывания. А вот то, зачем всё это может быть нужно самим людям, как правило, остаётся вне поля дискуссии.

Михаил Бодухин. Сэндвич, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).
Михаил Бодухин. Сэндвич, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).
Михаил Бодухин. Сэндвич, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).

Тереза Мавика: Что в такой ситуации может сделать Фонд? Мне кажется, очень многое. В наш художественный мир, в ту быструю и поверхностную реальность, где мы живём, постоянно приходят новые люди, они интересуются искусством, вкладываются в него, становятся коллекционерами, но по сути в этой системе ничего не меняется. Мы захотели её поменять. И первое, что сделали, — отказались от определения «музей», поскольку оно ­подразумевает определённый тип взаимоотношений между работниками системы искусства и художниками. Вместо него мы извлекли из советского прошлого полузабытое понятие «дом культуры», чтобы изменить собственную оптику, чтобы увидеть более широкую перспективу. Мы захотели полностью избавиться от любых признаков и характеристик элитарного пространства, каким могла бы восприниматься ГЭС-2, — например, сделать вход туда бесплатным для всех. Кажется, что маленький шаг, но для многих людей это важно.

Кроме того, мы пытаемся разобраться с системой понятий: если мы считаем, что бабушка, которая сажает цветы, занимается искусством, то нужно определить, где пролегает граница между искусством и социальной деятельностью. Для того чтобы понять это, нужно, в свою очередь, разобраться, что такое «политика» и что такое «политическая жизнь», где начинается и заканчивается «общество». Для этого мы запустили в каком‑то смысле провокационный проект «Глоссарий», где хотим раскрыть эти понятия и тем самым начать дискуссию о них. Это теоретическая часть нашей работы, но есть и практическая: мы начали также и проект «Расширение пространства. Из центра» — он проходит красной нитью через всё, что мы делаем. Фактически, когда мы только приобрели ГЭС-2, эта программа стала первым, над чем мы стали работать. Посредством неё мы метафорически засвидетельствовали, что всё это — для расширения пространства культуры.

Ярослав Алёшин: Программа «Расширение пространства» — не просто символический, разовый жест. Сегодня в художественной среде активно обсуждаются противоречия между логиками системного взаимодействия и проектной работы. Положим, ты сажаешь цветы. Если ты просто делаешь это изо дня в день — это повседневный труд. Но если посаженный цветок способен, с твоей точки зрения, что‑то означать, этот жест отделяется от повседневности и работает уже в другом регистре. В этом переключении между буквальным и символическим и пролегает граница между жизнью и искусством. Однако важно сохранить оба этих момента и обеспечить миграцию смыслов из одного в другой. Понимая это, мы отправились в город, чтобы выяснить, как современное художественное высказывание может существовать в различных его средах, способно ли оно быть полезным, помогать достижению повседневных целей, не сливаясь при этом с ними полностью и сохраняя свой особый характер. И как только это — поначалу, конечно, проектное — взаимодействие началось, мы стали думать, как переформатировать его в систему постоянных связей. Для этого, в частности, был придуман формат «Лаборатории событий».

Светлана Яковлева. Swimmer, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).
Светлана Яковлева. Swimmer, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).
Светлана Яковлева. Swimmer, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).

Приведу пример. Общаясь с жителями Крылатского, мы выяснили, что их главным коллективным воспоминанием стал визит в район Маргарет Тэтчер в 1987 году. Советская сторона тогда организовала для неё экскурсию по новому образцово-­показательному району, в местные магазины завезли продукты, для всех это стало большим событием. Как раз в период общения с крылатчанами в Москву по нашему приглашению приехала американская художница Сьюзан Лейси, одна из пионерок community-based art. Мы решили: а что, если использовать эту ситуацию, чтобы повторить ту историческую экскурсию и заодно вместе с жителями района подумать, что изменилось там за прошедшие тридцать лет. Первоначально Сьюзан ехала в Россию делать художественное исследование о районных сообществах. Но мы решили перевернуть отношения между ними таким образом, чтобы жители района стали не предметом исследования, а наоборот — сами исследовали себя и свой контекст, воспользовавшись для этого знаковой приглашённой фигурой. Мы просто собрали людей, установили самодельные стенды с фотографиями и документами в основных точках маршрута, разыскали свидетелей и участников исторических событий. Экскурсия прошла очень живо, люди присоединялись прямо на улице, охотно обсуждали историю района и события последних лет: продукты в магазинах давно в изобилии, так что, в определённом смысле, визит Тэтчер сработал. Но у этого эффекта была и своя цена, о которой жителям Крылатсокго также было что рассказать.

Налаживать контакты с районными сообществами где‑то легче, а где‑то сложнее. Конечно, если ты ставишь перед собой задачу просто собрать людей на мероприятие и сделать фотографии — они придут, и фото будут. Но стоит ли это называть взаимодействием? Вместе с тем важно понимать, что сообщества не существуют сами по себе, без привязки к местам и событиям. Они всегда формируются вокруг чего‑то. Например, стихийно возникают, когда обнаруживаются общие проблемы — экология, коллективное пользование землёй и так далее. Затем, когда эта повестка оказывается исчерпанной, люди вновь расходятся. Наша практическая гипотеза состоит в том, что сообщества могут возникать и вокруг искусства.

Владимир Вялов. Бригадник, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).
Владимир Вялов. Бригадник, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).
Владимир Вялов. Бригадник, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).

Тереза Мавика: Однако районный принцип у нас не единственный. Мы стали исследовать сообщества по интересам, например шахматистов, которых пригласили участвовать в перформансе в Сколково. Куратор этого проекта, может быть, даже в чём‑то разочаровалась, поскольку думала, что вокруг шахмат существует сплочённое сообщество, но не нашла его в том виде, каким представляла. Тем не менее оно существует. И да, формирование сообщества можно спровоцировать, создав что‑то, что соберёт вокруг себя людей. Поэтому нам и интересно создать сообщество ГЭС-2 или даже народ ГЭС-2, который не может быть ограничен Домом на набережной. Тем не менее мы надеемся, что круг людей, который формируется непосредственно вокруг ГЭС, станет силой, которая притянет других.

Ярослав Алёшин: Для каждого из типов сообществ мы ищем формат, в котором мы могли бы постоянно общаться, обмениваться информацией и аккумулировать общие идеи. Концептуально связать эту систему контактов призвана инициатива, которую мы назвали Ассамблеей. В неё войдут наиболее активные люди из числа участников совместных проектов и посетителей ГЭС-2. Мы намерены дать им весьма широкий спектр возможностей и полномочий. Ведь ГЭС-2 — это не только выставочное пространство, кинозал, библиотека и прочее, но и часть города, где должна происходить общественная жизнь. Её активизацией, как мы рассчитываем, и будет заниматься Ассамблея. Например, у нас есть проект с рабочим названием «Народная галерея», который должен стать открытым пространством для символических высказываний. Собирать идеи для него планируется через открытый конкурс. А заниматься их отбором и, что ещё важнее, общим курированием — как раз одна из задач участников Ассамблеи.

Иван Сусарин. Сон рыбы, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).
Иван Сусарин. Сон рыбы, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).
Иван Сусарин. Сон рыбы, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).

Тереза Мавика: Разумеется, всё это планы не на ближайшее время. Разработка этой идеи — созидательный процесс, который важен сам по себе, и он не должен реализовывать себя на следующий день после открытия ГЭС-2. Для того чтобы концепция Ассамблеи полностью сформировалась, нужно время, однако мне кажется, она станет главной созидательной силой этого проекта. С её помощью ГЭС-2 должна стать не просто физическим пространством, но чем‑то гораздо большим — это то, о чём я и мои коллеги мечтаем.

Ярослав Алёшин: Мы предполагаем, что костяк этого коллектива составят люди, участвующие в наших постоянных программах, вроде тех же «Лабораторий событий». При этом собрания Ассамблеи будут открытыми: туда смогут приходить все желающие, а информация о её работе будет появляться на открытых ресурсах.

ГЭС-2 — это не точка, куда всё должно прийти; это вокзал, через который всё проходит

Тереза Мавика: Речь идёт не о конкретных изменениях в общественной жизни, которых мы собираемся достигнуть. Мы не медики, которые врачуют социальные раны, и не пожарные, способные потушить огонь. Мы видим свою роль в создании дискурса. ГЭС-2 — это не точка, куда всё должно прийти; это вокзал, через который всё проходит.

Ярослав Алёшин: На мой взгляд, представление о том, что силой искусства можно изменить что‑то в реальной жизни, ошибочно и открывает простор для всякого рода спекуляций. Художники просто обозначают проблемы. Если я предлагаю людям сделать что‑то вместе, я не говорю им: сейчас ваша жизнь изменится. Но когда мы с кем‑то общаемся, важно обоюдное ощущение возникающей перспективы, нового поля деятельности и опыта, где можно реализовать себя в другом качестве, построить иные социальные связи и убедиться в силе солидарности и сотрудничества.

Елена Скрипкина. Тени Хиросимы, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).
Елена Скрипкина. Тени Хиросимы, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).
Елена Скрипкина. Тени Хиросимы, 2020
Кадры из киноальманаха «Сны на районе», 90'00'', Россия (художественный руководитель Андрей Сильвестров, оператор-постановщик Даниил Фомичёв. Производство: Фонд V-A-C, в рамках программы «Расширение пространства. Из центра»).

Тереза Мавика: К такой концепции ГЭС-2 мы пришли постепенно. Сначала мы просто искали маленькое пространство, где сможем показывать те проекты, которые мы делали для Венеции. Нам с Леонидом показалось несправедливым, что увидеть их смогут только те, у кого есть возможность поехать в Италию. Но в какой‑то момент нас пригласили посмотреть на ГЭС-2. Тогда, в 2014 году, я вошла в это здание, как в какую‑то другую вселенную, которую, однако, можно было осваивать. И Леонид, вероятно, испытал похожее чувство, потому что сказал: если найдёшь подходящий формат, я постараюсь приобрести это здание. Мне предстояло найти формат для такого огромного пространства, чтобы оно не стало ещё одной игрушкой богатого человека. Дело в том, что я сформировалась в Италии 70‑х годов — эти годы были временем, когда искусство возвращало себе социальную функцию. Дальше, в 80‑е, большую роль начал играть арт-­рынок, произошла коммерциализация искусства. Но 70‑е остались для меня принципиально важным периодом, и это сыграло свою роль в моём отношении к ГЭС-2. Мне хотелось прийти к такому пространству, где сможет происходить очень многое и для всех. Но это было также и требованием Леонида — делать что‑то для людей. Это место всегда было закрытым, а мне предстояло его открыть, сделать доступным. Сейчас во всём мире идёт активная дискуссия о том, каким должен стать музей будущего, но совершенно очевидно, что он будет играть роль социального агента. Исходя из этих соображений мы и выбрали модель, которую называем «современным домом культуры». Если же пространство ГЭС-2 всё же воспринимается элитарным, то это происходит отчасти от смешения понятий. Например, по‑английски я могу сказать public project privately founded — и это будет понятный формат, а в русском языке я должна существовать внутри оппозиции «частное — государственное», других вариантов нет. Я же мечтаю о создании третьей формы, выборе третьего пути, когда частное финансирование идёт навстречу людям. Это чрезвычайно важно, потому что и по размеру, и по контенту, и по тому, как будет устроено, и поскольку оно находится в центре, здание ГЭС-2 объективно соответствует этой цели. Представим себе какой‑­нибудь частный музей, где билет стоит тысячу рублей, — а ведь такое легко можно представить. Мы же искали другой путь — частный музей общегосударственного значения. Именно государственного, поскольку я надеюсь, что эта модель будет воспринята на всём постсоветском пространстве. Конечно, это звучит утопически, но раз за это не нужно платить, то, мне кажется, можно мечтать.