Ролевые игры – № 3 (614), 2020 – журнал «Искусство»

«Искусство» — № 3 (614), 2020

Ролевые игры

Со времён первых хеппенингов художники пытались физически включить аудиторию в процесс создания искусства. Кароли Шнееман писала, что даже просто уклоняясь от летящего в тебя предмета, ты перестаёшь быть только зрителем. Со временем художники захотели ещё большего — не просто физического, но творческого участия зрителей, соавторства. На заре интернета они затевали совместное написание романов или работу над грандиозными рисунками вместе с сотнями любителей со всех концов земли. Когда таких проектов накопилось много, стало понятно, что получившиеся произведения объективно не слишком хороши: романы невозможно читать, картинки неприятно рассматривать. Ещё какое‑то время интерактивность выражалась в том, что зритель подходил к инсталляции, и та реагировала на температуру его тела, движения, звук сердца и голос, однако настоящим такое участие не назовёшь.

Совсем другой вариант — работа художника с целой группой людей. Когда он занимается творчеством в частной компании, он может поговорить с сотрудниками об отношениях внутри коллектива, а в медицинском учреждении — создать для пациентов среду поддержки. Он приглашает непрофессионалов к творческому соучастию в своих проектах и на итоговые выставки в серьёзных музеях, однако остаётся вопрос: в какой роли эти люди оказываются в музее? Они видят себя художниками, а профессионалы так к ним не относятся. И речь не только о наивных любителях, но и, например, об авторах ролевых игр живого действия, которые прекрасно знают историю перформанса и что такое партиципаторное искусство, и предпринимают серьёзные усилия, чтобы их приняли в арт-мире как своих. В этом номере мы решили поговорить о профессиональном сообществе, о способах включения в него новых людей и о разных других сообществах, которые ­художники вводят в пространство искусства.

Купить печатную версию на Wildberries Купить печатную версию на OZON
Искусство №3 (614), 2020

На обложке: Бафомет, 2015. Фотография участников ролевой игры. Гейм-дизайнер Бьярке Педерсен. Предоставлено автором

Комьюнити-арт,

Северные страны,

Перформанс,

Финляндия

Пилви Такала: «Приходилось постоянно бороться с желанием подчиниться»

Ролевые игры,

Сообщества,

Современное искусство

«Народ ГЭС-2». Интервью с Терезой Мавикой и Ярославом Алёшиным

Сообщества,

Москва,

Выставки

Валентин Дьяконов: «Мы правильно сделали, делегировав художникам свои полномочия»

Ролевые игры,

Сообщества,

Современное искусство,

Акционизм

Катрин Ненашева: «Страшнее не становится»

Ролевые игры,

Сообщества,

Арт-резиденции

Адель Ким: «Сообществ в британском или скандинавском понимании в России не существует»

Вопросы: Алина Стрельцова

Комьюнити-арт

Екатерина Муромцева: «Вот она я — вместе с бабушками ковер рисую»

Вопросы: Алина Стрельцова

Психология,

Здравохранение,

Терапия,

Ролевые игры,

Сообщества

Терапия. Кэтрин Тейлор, Йоханна Вуоласто, Кай Лехикойнен

Беседовала: Ника Пархомовская

Ролевые игры,

Северные страны

Ханне Грасмо: «Мы все хотим эмоций: боли, радости, страха — социальные темы способны нам их обеспечить»

Беседовала: Алина Стрельцова

Ролевые игры,

Сообщества

Юхана Петтерссон: «Люди в нижнем белье валяются в белой муке — вот это точно искусство!»

Беседовала: Татьяна Курасова

Ролевые игры,

Сообщества

Бьярке Педерсен: «Мы специально не стали точно воспроизводить советскую униформу. Наша явно выглядела круче!»

Беседовала: Татьяна Курасова

Ролевые игры,

Сообщества

Ася Володина: «В ролевом сообществе уровень рефлексии очень высок»

Беседовала: Алина Стрельцова

Ролевые игры,

Сообщества

Арсений Жиляев: «Лично для меня ролевая игра — это следующий шаг после выставок, где я создавал воображаемые миры будущего»

Беседовала: Алина Стрельцова

Ролевые игры,

Сообщества

Нина Руна Эссендроп: «Многие хотят в игровой форме пережить что‑то тяжёлое психологически, очень жестокое»

Беседовала: Татьяна Курасова