AR

,

ДОП

,

Цифровая реальность

,

VR

,

Цифровое искусство

,

Фестивали

Олег Сороко: Представьте, что карнизы на зданиях, которые сейчас подчиняются законам физики, можно будет делать не из гипса, а в дополненной реальности

Во время празднования дня города в Москве будет проходить фестиваль цифрового искусства ДОП. Его организует Департамент транспорта, поэтому видеоработы и объекты дополненной реальности появятся на станциях метро и МЦК. Наш журнал активно участвует в подготовке мероприятия, и пока художники доделывают свои работы, мы попросили рассказать о них, а также о том, как с развитием цифровых технологий может поменяться архитектура и город, как в цифровой среде возникают новые формы жизни и как в будущем нам придется соседствовать с дронами и роботами

Олег Сороко

Цифровой художник и дизайнер. Благодаря архитектурному образованию, любит и умеет работать с пространством, добавляя в городскую среду архитектурные элементы, невозможные в физическом мире. Верит, что в будущем мы сможем выбирать и сами настраивать архитектурные стили, в которых будем видеть реальную городскую среду

Олег Сороко, instagram.com/after_form/
Работает с Houdini, Blender, Sketchfab, VRay.

Я архитектор по образованию, и мне всегда были интересны сложные формы и объекты, но в физическом мире и в реально существующих материалах их невозможно воплотить. Зато это можно сделать при помощи дополненной реальности. Когда эту технологию начнут использовать всё больше и больше людей, она будет развиваться, и, в итоге, можно будет всё сложные архитектурные формы воплощать именно в виртуальном пространстве. Представьте, например, что карнизы на зданиях, которые сейчас подчиняются законам физического мира, в первую очередь, гравитации, можно будет делать не из гипса, а в дополненной реальности. Люди сами смогут выбирать, как они будут выглядеть, например, сегодня я хочу, чтобы они отображались в стилистике барокко, а завтра — хайтека. Конечно, это всё будущее, но мы к нему маленькими шажками приближаемся, и даже сейчас при помощи дополненной реальности можно разнообразить городскую среду.

Олег Сороко. Тотем Альфа, 2021
AR-объект, видео, AR-инсталляция

Подобно путешественникам прошлого, открывавшим новые земли и новые народы, художник Олег Сороко исследует берега виртуального пространства. Так у него появилась целая галерея персонажей, жителей цифровой реальности.

Суть того алгоритмического проектирования, которым я занимаюсь, в том, что человек может брать готовые алгоритмы природы, допустим того, как растет дерево, как течет вода, как распространяется свет, и начать с ними играть. Так возникает новая палитра художника, и он начинает менять физические процессы по своему усмотрению, скажем так, создавать вторую природу. При помощи обычных материалов этого не сделать. Когда веками назад путешественники-первооткрыватели отправлялись исследовать новые моря и земли, они рассчитывали увидеть нечто новое и интересное, у меня примерно так же, только я исследую берега виртуального — изучаю новые языки форм, которые появляются благодаря этим алгоритмическим процедурам.

Я не разделяю виртуальный и реальный миры, ведь на самом деле все виртуальное находится у нас в голове, это наши мысли, это наша речь, это художественные образы: всё то, что придумал и видит человек, — всё оно виртуальное. И цифровая среда появилась как естественное продолжение нашего мира.

Когда я закончил институт и начал работать по профессии, меня пригласили работать в одну голландскую компанию, у неё был очень известный проект — они напечатали металлический мост через канал Аудезийдс Ахтербургвал в Амстердаме четырьмя роботами. В этой компании мы занимались как раз исследованием процедурных и алгоритмических методов, когда человек уже не вручную собирает модель, например, моста, а управляет алгоритмом. Для меня это был большой и важный опыт. Дальше я создал собственную архитектурную фирму, мы занимаемся, в основном, интерьерами офисов, но это очень рутинно, и я стал параллельно заниматься собственными исследовательскими арт-проектами, и понял, что они мне приносят больше, и радости, и дохода. И я себя увереннее чувствую, когда занимаюсь искусством. В архитектурной работе меньше творчества, а когда началась пандемия, у меня также стало меньше заказов, и я все больше занимался цифровыми технологиями, стал партнером Facebook по дополненной реальности.

Олег Сороко. Концепция футуристического транспортного средства, 2021
Кадр из видео, AR-инсталляция

Возможно, на таких автомобилях мы будем путешествовать, когда окончательно переедем в цифровую вселенную.

Еще я параллельно создаю metaverse — это такие коллективные виртуальные пространства, где люди могут общаться. В начале 2020 годы мы проанализировали с друзьями-архитекторами, что происходит в этой области, и обнаружили, что на рынке сейчас много таких пространств, но большинство из них создаётся гейм-дизайнерами, а эти ребята пытаются имитировать физическую реальность в 3D и делают примерно все одно и то же. Никто не рассматривает такие пространства с точки зрения архитектора. И мы решили запустить собственный стартап, осмыслить цифровое пространство как нечто самостоятельное, и скоро будет релиз.

На самом деле цифровые пространстве можно тоже создавать на основе алгоритмических методов, совершенно непохожими на реальную архитектуру, например, сделать все в единой плоскости, но чтобы эта плоскость содержала в себе бесконечную восьмёрку. Я предпочитаю экстремальные задачи, но получающиеся пространства вполне функциональны, люди могут создавать там себе аватаров, загружать туда предметы, звук просчитывается так же, как в реальном мире, то есть если человек стоит слева от вас, вы услышите его голос слева. По идее, задача этих пространств выступать в качестве виртуальной выставочной среды, например, мы сейчас делаем такое пространство для BMW и они представляют там свою новую модель. Можно сосканировать QR-код и перейти на этот сайт с информацией. Также их можно использовать для видеоигр и искусства, наша главная задача сделать этот опыт user friendly. Я не против тех людей, которые при создании таких пространств просто копируют наш мир, но как архитектору мне это неинтересно, мне хочется создавать что-то новое.