Максим Свищев: Мне нравится думать, что город — это своего рода лес
Во время празднования дня города в Москве будет проходить фестиваль цифрового искусства ДОП. Его организует Департамент транспорта, поэтому видеоработы и объекты дополненной реальности появятся на станциях метро и МЦК. Наш журнал активно участвует в подготовке мероприятия, и пока художники доделывают свои работы, мы попросили рассказать о них, а также о том, как с развитием цифровых технологий может поменяться архитектура и город, как в цифровой среде возникают новые формы жизни и как в будущем нам придется соседствовать с дронами и роботами
Максим Свищев, instagram.com/yo_mo_yo/
Работает с Cinema 4D, ZBrush, Adobe Premiere Pro
На фестивале будут представлены три мои работы — два видео и одна с дополненной реальностью. AR-работа «Эхо» — это вращающаяся разноцветная спираль. С одной стороны, она напоминает фигуру человека, с другой, — передает движение вселенной, вводит зрителя в транс. И я подумал, что когда человек входит в медитативный транс, он останавливает работу собственного ума и начинает непосредственно воспринимать реальность. С другой стороны, пассажиры в метро включены в огромный поток, и это тоже своего рода трансовое состояние, и мне захотелось, чтобы люди переключились из одного транса в другой, более высокого порядка.
На днях я и сам осознал, что не являюсь какие-то отдельным организмом, например, все живое в радиусе километра от меня, может быть, составляет единое существо. Как стая скворцов, которая перемещаясь создаёт какие-то скульптурные формы, так же и мы движемся, и никто из нас не обладает каким-то своим отдельным мышлением, мы все транслируем то, что кто-то придумал. Я не знаю, кто диджей на этом радио, но знаю, что благодаря развитию интернета мы можем общаться на языке абстракции, передавать друг другу чувства и эмоции, внутренние осознания, и это будет довольно понятное высказывание.
Странные разноцветные существа, словно бы порожденные мегаполисами, рекламным спамом, пробками, человеческой жаждой внимания и стремлением забыться в развлечениях. По определению художника, эти существа — мутанты цивилизации, ну, а сам он исследует возможность оставаться живыми, а не превращаться в биороботов в мире современных технологий.
Об этом и моё видео «Цветасис», которое я также планирую показать на фестивале. Я взял виды разных мегаполисов, в том числе, Токио и Нью-Йорка и поместил туда разноцветные виртуальные скульптуры, собранные из абстрактных форм. Мне нравится думать, что город — это своего рода лес, другая разновидность природы, созданная человеком, и в этой среде сами собой рождаются некие существа, ни животные и ни люди, сам город их синтезирует.
Видеоинсталляция использует изображения современных мегаполисов, например, Нью-Йорка и Токио, в которых появляются странные разноцветные существа, словно бы порождены самой городской средой, рекламным спамом, пробками, человеческой жаждой внимания и стремлением забыться в развлечениях. По определению художника, эти существа — мутанты цивилизации, ну, а сам он исследует возможность оставаться живыми, а не превращаться в биороботов в мире современных технологий.
И третья работа — размышление о том, что монументальное искусство всегда было своего рода визуальной пропагандой в рамках любой из существовавших идеологий. Сегодня эту пропагандистскую роль взяла на себя реклама. При создании роликов особое внимание уделяется цвету, форме, движению. Моя видеоработа как раз и будет показана на рекламном экране. И я взял те же цвета и формы, но превратил их в абстрактную медиафреску, нейтральную по своей сути. Реклама существует только для привлечения внимания, но когда я придумывал, что предложить фестивалю, я заметил, что люди проходят мимо экранов и вообще на них не смотрят, закрываются от них, чтобы не взаимодействовать. И мне захотелось сделать какой-то контент, который бы выглядел непривычно, нелогично, и тем самым обращал на себя внимание.
Инсталляция в дополненной реальности представляет собой вращающуюся разноцветную спираль, напоминающую не то танцующего дервиша, не то ДНК. Наблюдая за ней, мы погружаемся в медитативный транс, зато выходим из того транса, куда нас погружает движение в общем транспортном и человеческом потоке.
На самом деле должен признаться, что мне не очень интересна виртуальная реальность, я попробовал с ней работать два года назад, и мне это показалось не очень интересным. В виртуальном мире ты очень остро ощущаешь собственную ущербность, у тебя очень мало возможностей. Тебе хочется создавать объемный движущиеся мир — а технических возможностей для этого пока нет, ты понимаешь, до какой степени примитивен тот уровень, на котором мы еще находимся. Физический мир вокруг нас совершенен, и наши попытки создать что-то адекватное ему в цифровой среде — это тренировки в подгузниках. В молодости у меня были идеи улучшить мир, как-то его дополнить, но сейчас я понимаю, насколько это всё глупо, и как мы сами немощны. Я сейчас живу в Крыму, много хожу, и очень далек от мысли, что мы сможем создать что-то сравнимое с тем, что меня окружает. Я размышлял, почему в таком случае я занимаюсь цифровыми технологиями, а, например, не леплю из глины, и пришёл к выводу, что эти технологии сегодня всеохватны, виртуальный мир, 3D — от них никуда не деться, и мне просто необходимо заниматься цифровым искусством, чтобы и туда привнести какую-то связь с природой.
Сегодня мы ощущаем такое огромное информационное давление со всех сторон, и я полагаю, что многие просто не хотят это все осмыслять и переваривать, ты не выдерживаешь скоростей, с которыми всё меняется, и просто забиваешь и просто присутствуешь в этом. Чтобы осознать, что с нами происходит, нужно отступить подальше.