AR

,

ДОП

,

Цифровая реальность

,

VR

,

Цифровое искусство

,

Фестивали

Эдуард Хайман: Цифровое искусство — очень мощный инструмент преобразования городской среды, и мы только-только начинаем это осознавать

Во время празднования дня города в Москве будет проходить фестиваль цифрового искусства ДОП. Его организует Департамент транспорта, поэтому видеоработы и объекты дополненной реальности появятся на станциях метро и МЦК. Наш журнал активно участвует в подготовке мероприятия, и пока художники доделывают свои работы, мы попросили рассказать о них, а также о том, как с развитием цифровых технологий может поменяться архитектура и город, как в цифровой среде возникают новые формы жизни и как в будущем нам придется соседствовать с дронами и роботами

Эдуард Хайман

Дизайнер, архитектор, урбанист и цифровой художник. Сооснователь студии интерактивного искусства и цифрового дизайна R&D лаборатории — компании Mathrioshka. Преподаватель архитектурной школы МАРШ. В своей художественной практике исследует, как развитие искусственного интеллекта способно повлиять на устройство городской среды и архитектуры

Эдуард Хайман
Работает с Raiden 3D Model, Blender, Adobe After Effects

Работа, которую я выбрал для фестиваля, — это визуальное исследование того, как в архитектуре могут использоваться нейронные сети. У них есть интересное свойство: при генерации в них архитектурной формы у вас могут появляться бесконечные интерполяции, одна архитектурная форма может перетекать в другую. И мне было интересно поэкспериментировать, получить такую форму и попытаться с ней по-разному повзаимодействовать, понять, как эта новая форма может создавать новый тип эстетики. И вот у меня будет несколько роликов, которые показывают разные эксперименты в этой области.

То, что многие кураторы сегодня критикуют цифровое искусство за то, что оно больше сосредоточено на эстетических аспектах, чем на смысловых — мне представляется немножко расистским подходом. Эстетика — это тоже месседж. Кураторы считают, что если работа заключает в себе социальный или политический смысл — это искусство, а если автор сосредоточен на эстетике — это дизайн. Это, конечно, полная ерунда. Эстетический план мне кажется безусловно важным, и особенно он важен в России, где с эстетикой всё очень плохо. У нас сплошные социальные месседжи, которые эстетически очень плохо упакованы. И когда мы говорим, что российский авангард изменил мировую культуру, он её, действительно, изменил, но прежде всего эстетически. Эстетика — это канал через который проходят все остальные социальные смыслы. Если вы просто обозначите идею равенства и братства и напишете об этом текст, это никого не тронет. Чтобы донести до людей вашу идею, вам её придётся обернуть в какую-то эстетическую оболочку. Я имею в виду не только визуальную эстетику, но и, например, поэтическую, так или иначе ваша идея должна быть в неё обёрнута. Даже если мы возьмем современную архитектуру, которая разрабатывается на основе математических алгоритмов, то именно эстетика позволяет отличить её от всей предыдущей архитектурной традиции. Единственное исключение — когда вы разрабатываете какую-то эстетику на базе предыдущей философии, и тогда вы действительно делаете что-то вторичное. Но если перед вами задача найти что-то абсолютно новое, в процессе поиска вы обнаружите все смыслы, которые будут актуальны нынешнему моменту. Поэтому не надо относить к дизайну всё плохое и неинтересное искусство, говоря, что, дескать, это только про эстетику. Понятно, что когда искусством занимается очень много людей, девяносто процентов его будет не очень качественным, поэтому нужно искать десять или пять процентов лучшего и наслаждаться им. Почти наверняка оно будет и эстетически, и концептуально интересным.

Эдуард Хайман. Flickering Multiplicity / Мерцающая множественность, 2021
Кадр из видео

Сегодня в архитектурном проектировании широко используются нейронные сети, которые позволяют придумывать новые технологические решения и полностью меняют наши представления о способах организации пространства. При помощи нейронных сетей художник получил бесконечную архитектурную форму и попытался понять, как эта форма может создать совершенно новый тип эстетики.

За последние два года в цифровом искусстве оказалось много новых людей, и я вижу, что любое разнообразие даёт именно разнообразие. Не может количество не давать какого-то результата. Понятно, что средний уровень работ, наверное, опустился, однако средний уровень на самом деле никому не интересен. Все ищут то, что им нравятся, и следят за авторами, которые им нравятся. И когда таких авторов становится больше, появляется из чего выбирать. А то, что нам становится сложнее выбирать, — это на самом деле наши проблемы. Распространение NFT позволило многим авторам раскрутиться и почувствовать свою силу — это очень заметно. Также появилось много новых платформ и фестивалей, они тоже работают на разнообразие.

Эдуард Хайман. Flickering Multiplicity / Мерцающая множественность, 2021
Кадр из видео

Цифровое искусство — это очень мощный инструмент преобразования городской среды, и мы только-только начинаем это осознавать. У цифрового искусства есть своя, абсолютно другая эстетика, и нынешние авторы исследуют, как преобразуется эстетика архитектуры, когда мы используем нейронные сети или иные алгоритмы при работе с ней. Эта работа представляет собой совсем другой план инженерного искусства, мы можем создавать очень необычные конструкции, структуры, которые вообще невозможно представить без использования методов машинного обучения и нейронных сетей, например, очень лёгкие, поскольку они позволяют нам очень сильно оптимизировать материальные системы. Кроме того, мы можем преобразовывать и сам город, посредством больших данных или через те же нейронные сети. Мы можем вырабатывать какие-то решения, которые невозможно сделать так же быстро и эффективно обычным способом.

Эдуард Хайман. Flickering Multiplicity / Мерцающая множественность, 2021
Кадр из видео

Сегодня говорят о том, что цифровое искусство и дополненная реальность могут изменить городскую среду, однако здесь кроется множество технических моментов. Например, для того, чтобы воспринимать все эти новые слои реальности, нужны гаджеты. А этими гаджетами владеют далеко не все. Эту технологию способны считывать не все устройства, не все люди знают об этих технологиях. Многие просто не следят за ними. Так что эта технология одновременно очень демократична и свободна для потребления, за неё не надо платить, и в то же время её использование налагает ограничения технического характера. Это очень отличает, например, уличное искусство, с которым можно столкнуться, ничего о нём не зная, от цифрового искусства, которое может присутствовать в городской среде, но человек может его попросту не заметить, если не знает, о чём речь.