AR

,

ДОП

,

Цифровая реальность

,

VR

,

Цифровое искусство

,

Фестивали

Synticate: У нас есть арты с лепестками, которые мы наделили свойствами медуз и способностями ловить радиоволны

Во время празднования дня города в Москве будет проходить фестиваль цифрового искусства ДОП. Его организует Департамент транспорта, поэтому видеоработы и объекты дополненной реальности появятся на станциях метро и МЦК. Наш журнал активно участвует в подготовке мероприятия, и пока художники доделывают свои работы, мы попросили рассказать о них, а также о том, как с развитием цифровых технологий может поменяться архитектура и город, как в цифровой среде возникают новые формы жизни и как в будущем нам придется соседствовать с дронами и роботами

Synticate

Российская художественная группа (Владислав Ткачук и Роман Цуканов), созданная в 2019 году. Участники фестивалей диджитал-и сайенс-арта. Развивают и продвигают концепцию экофутуризма

Synticate (Владислав Ткачук, Роман Цуканов), instagram.com/synticate.art/
Работают с Cinema 4D, Adobe Photoshop, Houdini, TouchDesigner, Autodesk Maya, NOCH

Владислав Ткачук: Мы визуализируем мир, где будущее позитивно, где технологии гармонично интегрированы в экологически чистый мир. Для этого мы ищем идеи, которые нас вдохновляют и транслируем их. Например, можно передавать радиоволны посредством различных устройств, а можно через растения животным, и животные будут эти волны принимать, я слышал, сейчас ведутся такие эксперименты. Или например, один из наших объектов — это летающее существо, которое умеет очищать воздух, оно летает над пробками, впитывает в себя загрязнение и отфильтровывает воздух, а само живет на том веществе, которое выработало во время фильтрации. То есть мы изображаем мир, где люди пересмотрели свой подход к технологиям так, чтобы те не наносили ущерба ни человечеству, ни природе.

Роман Цуканов: Еще один из наших арт-объектов — это Mycelium, он дышит светом. Давайте представим, что в интерьерах будущего появятся такие же штуки, которые будут красиво висеть в углах где-то под потолком, например, в спальнях. Синтетическая грибница выглядит как некая абстрактная форма, состоящая из шаров, которые днем питаются солнечным светом и раздуваются, а когда стемнеет, начинают светиться. У них та же фрактальная структура, которая лежит в основе математического строения вселенной, она гармонизирует воздух, работает как фильтр, может быть кондиционером и еще и звучит на 432 Гц, что способствует хорошему слуху. Это и медиаискусство, и у него есть практическое применение.

Группа Synticate. Киберорганика, 2021
Кадр из видео

Художники создают формы жизни, растущие и развивающиеся в цифровой среде. Кажется, что они появились откуда-то из фильмов научной фантастики, могут чувствовать колебания вероятностей и ощущать потоки данных. Однако они тоже реагируют на изменения окружающей среды, и группа Synticate уверена, что это не фантастика, а наше будущее.

Тут можно вспомнить, что современные архитекторы, та же Заха Хадид, сглаживают углы, потому что в углах скапливается негативная энергия, с которой не стоит жить, а если наши объекты размещать по углам, они будут там разрастаться, и гармонизировать эту энергию посредством своей фрактальной структуры, то есть они еще и ментально очищают пространство — мы в это верим, и нам это нравится. И мы говорим людям о каждом нашем арте: смотрите, это природа, это точно такой же живой организм, это точно такие же молекулы, как и мы с вами, и мы настаиваем на том, что каждый цветочек, любая структура, которую мы придумываем, должна способствовать развитию технологий в гармонии с природой. Однако мы говорим не с позиции зеленых, мы не Greenpeace, мы прекрасно понимаем, что если прекратить использование всех технологий, мы уйдем жить в лесные землянки, поэтому не стоит пытаться останавливать неизбежное, нужно просто, чтобы одновременно с разработкой новых технологий создавались системы, которые убирают негативное воздействие этих самых технологий. Грубо говоря, сколько деревьев ты вырубил при постройке дома, столько же обязан посадить. Это очень условная формулировка, но более-менее понятная.

Группа Synticate. Киберорганика, 2021
Кадр из видео

Владислав Ткачук: Мне бы хотелось уточнить, что мы не то чтобы делаем прототип того, как всё в будущем будет устроено, а потом думаем, как всё это реализовать. Нет, мы надеемся, что наши работы увидит, например, какой-нибудь инженер и у него в голове что-нибудь перещёлкнет, и он начнет разрабатывать что-то с той же системой ценностей или с тем же подходом, или что наши работы повлияют на людей, которые будут двигать технологии будущего, которые просто неизбежно должны стать экологически позитивными через пару десятков лет, других вариантов просто уже быть не может.

На самом деле мы даже исследуем, как сделать так, чтобы наши работы вызывали у человека позитивные вибрации, чтобы они воздействовали на его ментальную сферу благотворным образом, то есть у нас есть прицел на терапевтический эффект, и хотим, чтобы незаметно для себя люди воспринимали вопросы, которые мы ставим, и отвечали себе на них, — это, мы считаем, ускорит наше движение к позитивному будущему.

Группа Synticate. Киберорганика, 2021
Кадр из видео

Дело в том, что западная культура — лидер во всем, что касается технологического развития, но очень хорошо заметно, что сейчас эта культура идёт к краху, к киберпанку, когда на фоне деградации человечества происходит расцвет технологий. И мне кажется, нам стоит поучиться у культур, которые уже несколько тысяч лет развивались в контакте человека с природой, в гармонии с окружающим миром, и каждый из нас тоже что-то привносит оттуда в свою жизнь, те же практики йоги, медитации, посредством них мы ищем ответов на вопросы, которые нам не даёт западная культура.

Роман Цуканов: Мы живём в Москве, но когда выбираемся из города даже не к морю, а к речке, например, мы именно там находим весь тот спектр ощущений, что пытаемся передать в работе, что мир гармоничен, что мы не одни в этой вселенной, что смысл жизни в том, чтобы взаимодействовать, развиваться, расширяться, смысл в движении, и ощущая вот эти свои глубинные взаимодействия с миром, мы пытаемся их потом синтезировать, сращивая цифру с природой, то есть привносим их в среду, где живут люди, которая понятна людям. И по сути мы становимся немножко ближе к природе сидя дома, посреди заполненной автомобилями улицы, и нам становится теплее от того, что мы делаем, или когда смотрим близкие нам по духу арты, нас это успокаивает и мы хотим развиваться дальше. Но самое главное, что хотя у нас много цифры, но в центре всего этого находится человек в его сотворчестве с другими людьми, мы хотим сказать, что всё, что мы делаем, сделано для человека, для нас, для нашего успокоения или погружения в медитативное состояние, в котором человек очищается от стресса и неврозов, и ему становится легче идти дальше.

Группа Synticate. Киберорганика, 2021
Кадр из видео

Владислав Ткачук: Что касается человека, то я считаю его совершенным существом и что не стоит в него вмешиваться, едва ли удастся сделать что-то круче, поэтому не особо приветствую такие подходы, когда утверждается, что нужно создавать какие-то гибридные формы или какие-нибудь киборги будут лучше. Мы считаем, что да, роботы будут нам помогать, делать вещи, какие мы не можем или не хотим делать, но приоритет останется за человеком.

Роман Цуканов: Возвращаясь к вопросу синтеза биологии и технологий, digital art — это для нас такой инструмент, который позволяет визуализировать сам смысл этого синтеза, вот смотришь на наш арт — и здесь мы этот синтез нарисовали и говорим: ребята, давайте подумаем, может быть такое будущее было бы интересно, круто было бы к нему стремиться.

Группа Synticate. Киберорганика, 2021
Кадр из видео

При этом хотя мы и черпаем вдохновение в природе, мы не хотим отрисовывать реальную природу, она прекрасна в том виде, в котором она есть. Да, классно, если будут придуманы системы регенерации растений или, когда вы смотрите на какой-нибудь листочек, будет появляться VR-предупреждение, что он через десять дней завянет, если вы не сделаете этого и этого. Но при этом мы создаем собственную вселенную, где упрощён доступ к природным процессам, где всё переплетено. В будущем каждый наш арт будет наделён способностью общаться со зрителем. Уже сейчас у нас есть свой маскот Синти — она исследователь, искусственный интеллект, который обучался на основании запросов посетителей специализированной выставки, то есть людей, которые интересуются искусством и технологиями. У нас есть арты с лепестками, которые мы наделили свойствами медуз и способностями ловить радиоволны, и в нашей вселенной можно пофантазировать и почувствовать, как растения общаются с нами. На самом деле в живой природе это тоже происходит, но мы визуализируем эти процессы и делаем их наглядными. Мы консультируемся с учеными, как происходят разные физические и биологические процессы, чтобы их отобразить правильно и чтобы мы понимали, как наше искусство будет воздействовать на человека.

В цифровом мире тоже всё это есть: есть вирусы, есть мусорный контент, который засоряет нашу голову, есть цифровая экология. А учитывая, что через пару лет всё уйдет в область дополненной реальности, люди начнут её видеть постоянно вокруг себя, и их жизнь начнет протекать в цифровых мирах, мы хотим, чтобы эти миры выглядели красиво, чтобы люди видели, как одни процессы влияют на другие, как из этого вырастает цифровая биология, физика, химия. Нам очень нравится всё это смешивать, тем более, что сегодня области, которые раньше не были связаны, вдруг оказываются очень близки — физика с творчеством, химия с рисунком.

Группа Synticate. Киберорганика, 2021
Кадр из видео

Владислав Ткачук: Когда мы начинали наш творческий путь, то сначала исследовали всё новое, что происходит в технологическом мире, всё что связано с нашей сферой и какие здесь есть возможности. Например, мы сейчас на пороге взрыва технологий VR, и многие цифровые художники это понимают и начинают что-то делать в этом направлении. Понятно, что технологии очень влияют на то, что получается в результате, как выглядят работы, какие образуются визуальные языки и эстетика, какие рождаются подходы. Например, мы обнаруживаем даже в мейнстримных фантастических фильмах много элементов, которые пришли из AR, каких-то голографических интерфейсов, AR-гарнитур, и художник оказывается в мире, который до него создали другие художники, уже наработав свои подходы, они и диктуют ему способы повествования и визуальный язык.

Роман Цуканов: И нам хочется, чтобы человек, который пойдет по городу и в дополненной реальности посреди всего рекламного шума вдруг видел какой-нибудь красивый медитативный арт, который полностью поменяет его восприятие.