AR

,

ДОП

,

Цифровая реальность

,

VR

,

Цифровое искусство

,

Фестивали

Кирилл Рейв: Я могу поменять себя, и я могу поменять свой город

Во время празднования дня города в Москве будет проходить фестиваль цифрового искусства ДОП. Его организует Департамент транспорта, поэтому видеоработы и объекты дополненной реальности появятся на станциях метро и МЦК. Наш журнал активно участвует в подготовке мероприятия, и пока художники доделывают свои работы, мы попросили рассказать о них, а также о том, как с развитием цифровых технологий может поменяться архитектура и город, как в цифровой среде возникают новые формы жизни и как в будущем нам придется соседствовать с дронами и роботами

Кирилл Рейв

Цифровой художник, учился в Московском архитектурном институте, и свои инсталляции в дополненной реальности считает способом привнести новый эмоциональный опыт в наше восприятие городской среды, трансформировать нас самих и увидеть, что творчество — это форма коммуникации. Кроме того, является основателем экспериментального музыкального проекта Broken Composers

Кирилл Рейв, instagram.com/kirillrave/
Работает с Cinema 4D, Blender, Spark

В архитектурном институте нас всех готовили в мировые звёзды, новые Мельниковы, Калатравы и Захи Хадид, но, конечно, счастливчиков, которым суждено прославиться, не так уж много. Я с самого начала подозревал, что помимо всей этой амбициозной и эмоциональной архитектуры нас ждет много рутинной работы, и архитектура, в первую очередь, предназначена делать нашу жизнь удобнее, а уж потом восхитительнее. Однако моя учеба мне дала представления, что посредством того, что нас окружает, мы можем очень круто менять свою жизнь. Поэтому всё, что я делаю, является следствием этого представления. Мне хочется понять не только про бинарность будушего, про то, какой цифровой след несет человек, может ли он перевоплотиться в цифровую сущность, но какое отношение я, художник, имею отношение ко всем этим событиям. Поэтому объекты, которые я сейчас предлагаю для фестиваля, — это всё геометрические структуры в дополненной реальности, которые включаются в структуру существующих московских зданий и предлагают образ вот этого самого невероятного, технологического будущего. Сейчас мне хочется делать такие работы, которые бы отсылали и к фрактальным математическим структурам, и к природным образам, и чтобы всё это перекликалось с архитектурой конструктивизма его идеями, чтобы читалась связь этих образов с существующей городской средой. Или не конструктивизма, а, допустим, сталинскими высотками: можно добавить туда цифровых фракталов, чтобы заметить, чтоб эти структуры присутствуют и в архитектуре самих высоток, которая трансформируется от мощной базы и постепенно истончается.

Кирилл Рейв. Voidage (Поры, борозды, разломы), 2021
Кадр из видео

Voidage — это пустота, полость, пространство, которое можно заполнить. Пустота не имеет величины и масштабов. У неё нет точки отсчёта. Может быть, пустота — это конец всего, а может быть, — начало. Решать это придётся зрителю.

Мне хочется сделать эти инсталляции сайт-специфическими, чтобы взаимосвязь реального города и цифровой среды проявлялась и была наглядной. Ведь очень странно думать, что город останется нетронутым цифровыми технологиями, когда так быстро развивается и дополненная реальности, и виртуальная реальность. И вот как раз дополненная реальность позволяет увидеть как строгая функциональность и чистота линий, присущая конструктивистским зданиям, переходит в художественный образ, который не обусловлен практическими задачами, а только моими внутренними соображениями. У архитектора много ограничений, он должен учитывать взгляды заказчика и других людей, контекст. А художник идет от своих представлений, от эмоционального опыта, который он хотел бы создать. И посредством дополненной реальности мы можем эту архитектурную работу перевести в другую плоскость.

Архитектура и город — это один аспект моей работы, второй — это человек. Мне кажется, что ключевой характеристикой цифрового искусства является его связь с социумом: каждый раз, когда создается какая-нибудь новая платформа для демонстрации цифровых работ, она существует не обособлено, а в тесной связке с социальными сетями. Все разрабатывается так, чтобы в один клик можно было зарепостить какую-нибудь картинку и показать её всем остальным людям. Именно в среде цифрового искусства стало наглядно понятно, что творчество — это форма коммуникации.

Кирилл Рейв. Млечный путь, 2021
AR-инсталляция

Объект дополненной реальности — продолжение серии работ «Небесные структуры». Основная идея серии — переосмысление и пересборка существующих созвездий.

Еще мне важно показать, насколько сильно мы завязаны на всех этих новых технологиях, и материально, и эмоционально, как сильно мы переживаем момент, когда неожиданно теряем к ним подключение и все те замечательные возможности, которые они нам дают. Поэтому у меня очень часто возникает образ человека, переходящего в цифровой мир, пикселизация его фигуры как раз и олицетворяет его растворение в цифре — последний этап эволюции. Когда я только начал использовать образы всех этих цифровых людей в 2014 году, я, честно говоря, и не думал, что дополненная реальность так сильно разовьется, а сейчас мне кажется, что остаются считанные годы до того момента, когда у всех нас появятся очки.

Новые технологии позволяют нам пробовать какие-то вещи, которые мы никогда бы не смогли сделать в реальном пространстве — например, я могу поменять внешность, если мне кажется, что существующая не соответствует моему внутреннему миру. Я могу поменять себя, я могу поменять свой город. Все эти эксперименты, с одной стороны, это путь к себе, с другой, — всё разрастается в общую информационно-технологическую ткань, и ты видишь, что этот путь ведет тебя к контексту, к другим людям, которые тоже испытывают подобные эмоции.