Москва

,

Выставки

Пути сообщений

Где: Pennlab Gallery
Когда: 10 октября — 5 декабря 2021 года

Илья Никитин. Из серии «Реверс», 2021
Илья Никитин. Из серии «Реверс», 2021
Илья Никитин. Из серии «Реверс», 2021
Илья Никитин. Из серии «Реверс», 2021
Илья Никитин. Из серии «Реверс», 2021

В московской галерее PENNLAB проходит симпатичная выставка «Пути сообщений». Говорят, что, обманувшись названием, посмотреть тематическую экспозицию уже приходили студенты МИИТа — про транспорт ничего не узнали, но увиденным остались довольны. На самом же деле кураторы предлагают зрителю проследовать по составу из пяти вагонов — «тело», «память», «территория», «наука» и «речь». В каждом вагоне по два фотохудожника, которые ведут друг с другом визуальный диалог. Однако разделение и даже диалоги выглядят довольно условными, речь идёт, скорее, об общем для участников тревожном переживании современности — как будто ты застрял на полустанке в каком-то странном, безлюдном месте: когда придёт поезд непонятно, и ты уже сомневаешься, что тебе вообще нужно туда, куда он идёт.

Анастасия Млеко. Из серии «Gonna get along without you now», 2021
Анастасия Млеко. Из серии «Gonna get along without you now», 2021
Анастасия Млеко. Из серии «Gonna get along without you now», 2021
Анастасия Млеко. Из серии «Gonna get along without you now», 2021
Анастасия Млеко. Из серии «Gonna get along without you now», 2021

Ощущением постапокалипсиса проникнута большая часть работ: мы видим целый каталог заброшенных комнат, домов и целых городов. Покинутые пространства обживают умные деревья Софии Панкевич и независимые цианобактерии Насти Млеко. Где-то, впрочем, уже поселились роботы (проект Дмитрия Лукьянова «Завтра быстрого приготовления»). Люди появляются только в разделе «память» — в фотосерии Ильи Никитина о крымских каникулах и застывшем прошлом. И подразумеваются в разделе «наука», в проекте Никиты Свертилова, — однако эти люди явно вышли откуда-то из бункеров, и сейчас строят предположения о форме Земли — вероятнее всего, плоская.

Владимир Селезнев. Из серии «Осеев», 2021
Владимир Селезнев. Из серии «Осеев», 2021
Владимир Селезнев. Из серии «Осеев», 2021
Владимир Селезнев. Из серии «Осеев», 2021
Владимир Селезнев. Из серии «Осеев», 2021

Владимир Селезнев придумал целый девелоперский проект — муравейный мегаполис Осеев. Мы видим условный интерьер риэлтерской конторы — макет будущей застройки на чем-то вроде вулкана, фотографии жилплощадей — однако проект, судя по всему, был заброшен еще до того, как продали первую квартиру, стены обшарпаны, дворы пусты, дома заполняет туман.

Дмитрий Лукьянов. Из серии ««Завтра быстрого приготовления», 2021
Дмитрий Лукьянов. Из серии ««Завтра быстрого приготовления», 2021
Дмитрий Лукьянов. Из серии ««Завтра быстрого приготовления», 2021
Дмитрий Лукьянов. Из серии ««Завтра быстрого приготовления», 2021
Дмитрий Лукьянов. Из серии ««Завтра быстрого приготовления», 2021

Постапокалипсис — это всегда пророчество, всегда предсказание на завтра, предложение измениться, пока не стало поздно. Однако на выставке «Пути сообщений» речь идёт подчеркнуто о сегодняшнем дне, о том, что мы как будто все одновременно выпали в параллельную недружественную реальность и пытаемся нет, не выбраться — смириться.

София Панкевич. Из серии «Предвосхищая себя в деревьях», 2021
София Панкевич. Из серии «Предвосхищая себя в деревьях», 2021
София Панкевич. Из серии «Предвосхищая себя в деревьях», 2021
София Панкевич. Из серии «Предвосхищая себя в деревьях», 2021
София Панкевич. Из серии «Предвосхищая себя в деревьях», 2021

Впрочем, самый привлекательный аспект выставок PENNLAB Gallery кроется даже не в размышлениях о современности, ироничных или пессимистичных, но в подзабытом ощущении материальности фотографии. Большинство современных выставок убеждают нас, что фотографию можно посмотреть и на экране — разницы не будет, её материальность призрачна. PENNLAB же открылась на базе центра «ФотоПро» (новое название «Яркий фотомаркет») и логично делает ставку на свои производственные возможности, позволяя своим авторам реализовывать всё, что они хотят. В этом смысле текущая выставка даже не столько срез современности, сколько демонстрация всевозможных печатных техник — галоген-серебряная на металле, мокрая печать, пигментная, печать по ткани и т. д., все работы ощущаются как по-разному сделанные объекты, у которых больше общего в содержании, чем в способе создания. Так что идти на выставку стоит, в том числе, чтобы ощутить телесность и тактильность фотопроизведений, качества особенно ценные в нашей цифровой реальности.