Пути сообщений
Где: Pennlab Gallery
Когда: 10 октября — 5 декабря 2021 года
В московской галерее PENNLAB проходит симпатичная выставка «Пути сообщений». Говорят, что, обманувшись названием, посмотреть тематическую экспозицию уже приходили студенты МИИТа — про транспорт ничего не узнали, но увиденным остались довольны. На самом же деле кураторы предлагают зрителю проследовать по составу из пяти вагонов — «тело», «память», «территория», «наука» и «речь». В каждом вагоне по два фотохудожника, которые ведут друг с другом визуальный диалог. Однако разделение и даже диалоги выглядят довольно условными, речь идёт, скорее, об общем для участников тревожном переживании современности — как будто ты застрял на полустанке в каком-то странном, безлюдном месте: когда придёт поезд непонятно, и ты уже сомневаешься, что тебе вообще нужно туда, куда он идёт.
Ощущением постапокалипсиса проникнута большая часть работ: мы видим целый каталог заброшенных комнат, домов и целых городов. Покинутые пространства обживают умные деревья Софии Панкевич и независимые цианобактерии Насти Млеко. Где-то, впрочем, уже поселились роботы (проект Дмитрия Лукьянова «Завтра быстрого приготовления»). Люди появляются только в разделе «память» — в фотосерии Ильи Никитина о крымских каникулах и застывшем прошлом. И подразумеваются в разделе «наука», в проекте Никиты Свертилова, — однако эти люди явно вышли откуда-то из бункеров, и сейчас строят предположения о форме Земли — вероятнее всего, плоская.
Владимир Селезнев придумал целый девелоперский проект — муравейный мегаполис Осеев. Мы видим условный интерьер риэлтерской конторы — макет будущей застройки на чем-то вроде вулкана, фотографии жилплощадей — однако проект, судя по всему, был заброшен еще до того, как продали первую квартиру, стены обшарпаны, дворы пусты, дома заполняет туман.
Постапокалипсис — это всегда пророчество, всегда предсказание на завтра, предложение измениться, пока не стало поздно. Однако на выставке «Пути сообщений» речь идёт подчеркнуто о сегодняшнем дне, о том, что мы как будто все одновременно выпали в параллельную недружественную реальность и пытаемся нет, не выбраться — смириться.
Впрочем, самый привлекательный аспект выставок PENNLAB Gallery кроется даже не в размышлениях о современности, ироничных или пессимистичных, но в подзабытом ощущении материальности фотографии. Большинство современных выставок убеждают нас, что фотографию можно посмотреть и на экране — разницы не будет, её материальность призрачна. PENNLAB же открылась на базе центра «ФотоПро» (новое название «Яркий фотомаркет») и логично делает ставку на свои производственные возможности, позволяя своим авторам реализовывать всё, что они хотят. В этом смысле текущая выставка даже не столько срез современности, сколько демонстрация всевозможных печатных техник — галоген-серебряная на металле, мокрая печать, пигментная, печать по ткани