Ася Филиппова: «Сейчас баланс изменился, и коллективное стало важнее, чем индивидуальное»
В январе 2024 года ЦТИ «Фабрика» исполнилось девятнадцать лет и десять — программе арт-резиденций «Фабричные мастерские» — важный рубеж, время для итогов, или, наоборот, время переосмыслить собственную роль, понять, чем может и должна быть арт-институция сегодня в России. Об этом нам рассказывает директор «Фабрики» Ася Филиппова
Конечно, это был момент потерянности и шока, в котором мы пребывали определенное время. А с любым шоком лучше справляться при помощи своеобразной терапии. В марте 2022-го мы объявили open call для сотрудников разных арт-институций, которые вынуждены были уволиться или были уволены за проявление своей гражданской позиции. Но на самом деле мы получили не так много заявок именно от этих людей. Зато очень много — от тех, кому на тот момент было страшно, больно и одиноко, кому важно было высказаться и получить поддержку. И дальше мы пошли навстречу этому запросу. С тех пор у нас появилось много проектов, связанных со взаимной поддержкой и терапией. Потом шок прошел, начался процесс адаптации, к людям стала возвращаться способность работать. Не просто лечиться, но и порождать те или иные художественные высказывания. Так постепенно у нас стала возвращаться и выставочная деятельность. Может, без особой радости и праздника, — уместны ли они сейчас? — но вполне осознанно. Наша выставочная программа по большей части сейчас основана на работе авторов из программы «Фабричные мастерские», благодаря им план составлен на год вперед.
Мастерская заботы
Мастерская заботы — открытые мастерские с различного рода ресурсными практиками — телесными, письменными, литературными, арт-терапевтическими, астрологическими. Свои проекты показали Ильмира Болотян, Катрин Ненашева, Мария Романова и другие участники.
При этом процесс осмысления происходящего и собственной миссии продолжается. Мне кажется, главной чертой момента, как ни печально, стало замещение всех выбывших и замолчавших оставшимися и некоторыми вновь прибывшими — теми, кто справился с травмой и готов работать с нынешней реальностью. И мне кажется, достаточно успешного замещения. Возвращаясь к «Фабричным мастерским» должна сказать, в этом году у нас были очень интересные заявки и их было больше, чем раньше.
В какой-то момент мне казалось, что российское современное искусство должно вернуться в состояние андеграунда, уйти в катакомбы. Но потом я поняла, что это не совсем так: мы видим, что растёт и расцветает арт-рынок, наблюдаем, как изменилась художественная сцена, конкуренция, многие признанные художники перестали работать и выставляться в России, и пришли другие. При этом или в силу этого галереи открываются, стартуют новые арт-ярмарки, появляются новые участники художественного процесса.
Конечно, у каждой институции своя миссия, но мне кажется, что наша — это сохранение: мы пытаемся сделать так, чтобы нить не прервалась. Ведь помимо всего прочего мы сейчас наблюдаем стремительный уход художников, которые составили цвет и славу современного российского искусства. За весь ХХ век у нас было два больших явления, которые вышли за пределы национального искусства — русский авангард и Московский концептуализм. И сейчас последний уходит: Лев Рубинштейн, Никита Алексеев, Елена Елагина, Андрей Филиппов, Илья Кабаков — можно долго перечислять, кого мы потеряли. Для нас очень важно дотянуть эту нить до тех людей, кто сейчас заканчивает институты, чтобы она вошла в новую ткань. Я говорю, в первую очередь, о студентах, которые в 2022 году окончили художественные ВУЗы и школы и оказались в ситуации пустыни и вакуума, вот до них и надо донести тот пласт, который им предстоит сохранить и продолжить.
УНОВИС²
УНОВИС² — объединение художников, ставящее задачей поиск и создание новых форм искусства через взаимное обучение, взаимодействие с художественной средой и распространение искусства на все сферы жизни. Здесь есть общие занятия (лекции о современном искусстве, артист-токи, обсуждение работ участников, подготовка к выставкам) и мастерские или лаборатории (сейчас саунд-арт и кодинг). Общие занятия по понедельникам идут постоянно. А мастерские меняются каждые два месяца. Участникам обязательно посещать общие занятия и участвовать в выставках, а к работе в мастерских они присоединяются по интересам и по желанию.
Предполагалось, что эти люди смогут провести на «Фабрике» свои лекции, мастер-классы, реализовать проекты, и мы готовы были выплачивать за это скромные, но всё же гонорары. Это была символическая поддержка, но нам важно было показать, что эти ребята не остались одни, у них есть единомышленники. Больше всего в числе реализованных проектов мне запомнилась «Лаборатория заботы» Тани Волковой — серия встреч с самыми разными людьми: они обсуждали, какие чувства испытывают в сложившейся ситуации, что им с этими чувствами делать: что делать со страхом? Что делать с чувством одиночества? Это был в чистом виде терапевтический проект — переживание своих чувств через проговаривание. Также студенты Хаима Сокола должны были весной 2022 года готовить свою дипломную выставку, и они сделали её на «Фабрике». Это тоже был проект про то, что человек — это не нечто отдельное, но что ему следует существовать в сообществе, что каждый должен быть окружен единомышленниками. В общем, выставка была про то, как сбиваться в эти группы. Вероника Актанова в то время сделала прекрасную работу «Соло невозможно».
У меня совсем другое впечатление. Может быть, потому что я вижу картину изнутри «Фабрики», а «Фабрика», мне кажется, именно этим сильна. И я вижу подъем в формировании групп и творческих объединений. Конечно, эти новые сообщества небольшие, речь не идёт про всероссийское или всемосковское движения или арт-сообщества, но всё-таки художники активизировались в кооперации, совместных действиях и объединении — это совершенно точно. Галерея «Бомба» на Фабрике — это в чистом виде artist run space, то есть художники сами составляют программу, сами заботятся о пространстве, вырабатывают и транслируют свои ценности. Совсем недавно Эльдар Ганеев запустил школу молодых художников из свободных мастерских MMOMA с небезызвестным названием «Уновис» — они учат друг друга, общаются, что-то вместе создают и грозятся провести десятки выставок! Есть проект галерея «Девятнадцать» — это тоже маленькое сообщество. Так что есть возвращение, пусть не в катакомбное искусство, но всё-таки в неофициальное, где происходит активное объединение, общение и сотворчество. Еще лет десять назад всё вроде бы к этому стремились, но не получалось. Видимо, тогда было время индивидуализма. Художники не были готовы поступаться собственными амбициями в пользу коллективных результатов. А сейчас вдруг стало получаться — баланс изменился, и коллективное стало важнее, чем индивидуальное. Для меня эта тенденция очевидна.
Войти и разрешить
Проект «Войти и разрешить» создан в 2014 году и посвящен долгосрочному исследованию Бауманского района, в котором расположена «Фабрика». Проект предполагает непосредственное творческое участие жителей, например, в рамках городского театра соучастия — эта лаборатория была проведена в конце 2023 года, а 21 декабря состоялся итоговый показ. Концепция мероприятия строилась вокруг понятия «третье место» — так называют пространства (не дом, не работа), где принято проводить время наедине с собой или в компании единомышленников. Показ состоял из четырех больших соучастных практик (включая практики, вдохновленные историей Буденовского городка и философией конструктивизма), которые для гостей провели участники лаборатории. Гости рисовали, монтировали пьесу, создавали коллаж, писали письма. Во время действия участники делились собственными историями и предлагали зрителям вступить в диалог.
У нас сообщества — это небольшие группы людей, которые осознают свои общие интересы, эти интересы чётко артикулируют и ставят свои цели, к которым совместными усилиями идут. Такова реальность. У нас есть проект «Войти и разрешить», он существует давно и нацелен как раз на работу с сообществами нашего района. Для нас он начался с семинара урбаниста Святослава Мурунова, который рассказывал, что такое сообщества, как они строятся и как с ними работать. А в этом году с помощью выпускников ГИТИСа мы развивали проект «Театр горожан», совсем недавно состоялась премьера, в которой участвовали местные жители. Я бы не сказала, что это впрямую терапевтический проект, но это коллективные практики — мы вместе рисуем, вместе пишем пьесу, потом её ставим. По сути это просто про то, чтобы что-то делать большой компанией. Честно говоря, я здесь не вижу большой разницы между социальной работой и художественными проектом. Причём, я ожидала её увидеть, но когда пришла на презентацию, поняла, что это ровно то, чем мы и раньше занимались с художниками, просто не называли это театром горожан. Результат даже не выглядел как итоговая постановка по проекту, скорее, просто как собрание жителей, которые рисовали карту своих жизней, а потом делились впечатлениями от жизни в Москве. Конечно, я понимаю, что в Европе эти практики ставят своей целью развитие гражданского общества, но в России такого пока не может быть. На любых встречах мы даже не рискуем затрагивать гражданские позиции людей, которое приходят к нам, — вдруг окажется, что они непримиримы. Поэтому нам пока, как детям, нужно просто пока что-то учиться делать вместе, пусть рисовать, пусть складывать из кубиков домики, пусть просто находиться рядом и разговаривать друг с другом — уважительно и доброжелательно. Потому что таких навыков у нас пока нет. Порой мне кажется, все настолько разобщены, что надо людей снова учить в гости друг к другу ходить, вместе пироги печь и чай пить — вот эти объединяющие практики могут быть реально важны. И нам как институции важно и интересно этим заниматься.
ЦТИ «Фабрика»
Москва, Переведеновский переулок, д. 18