Арт-институции

,

Терапия

,

Современое искусство

,

Сообщества

,

Арт-резиденции

Ася Филиппова: «Сейчас баланс изменился, и коллективное стало важнее, чем индивидуальное»

В январе 2024 года ЦТИ «Фабрика» исполнилось девятнадцать лет и десять — программе арт-резиденций «Фабричные мастерские» — важный рубеж, время для итогов, или, наоборот, время переосмыслить собственную роль, понять, чем может и должна быть арт-институция сегодня в России. Об этом нам рассказывает директор «Фабрики» Ася Филиппова

Ася Филиппова

Директор ЦТИ «Фабрика»

Кажется, что весной 2022 года «Фабрика» начала как будто перепридумывать свою миссию. А может быть — шире — размышлять о том, какой вообще может быть роль арт-институции в наше время. В вашей программе появилось множество терапевтических практик, работы с сообществами, она продолжается до сих пор. Скажите, получилось ли сформулировать новое понимание, чем сейчас может быть арт-центр?

Конечно, это был момент потерянности и шока, в котором мы пребывали определенное время. А с любым шоком лучше справляться при помощи своеобразной терапии. В марте 2022-го мы объявили open call для сотрудников разных арт-институций, которые вынуждены были уволиться или были уволены за проявление своей гражданской позиции. Но на самом деле мы получили не так много заявок именно от этих людей. Зато очень много — от тех, кому на тот момент было страшно, больно и одиноко, кому важно было высказаться и получить поддержку. И дальше мы пошли навстречу этому запросу. С тех пор у нас появилось много проектов, связанных со взаимной поддержкой и терапией. Потом шок прошел, начался процесс адаптации, к людям стала возвращаться способность работать. Не просто лечиться, но и порождать те или иные художественные высказывания. Так постепенно у нас стала возвращаться и выставочная деятельность. Может, без особой радости и праздника, — уместны ли они сейчас? — но вполне осознанно. Наша выставочная программа по большей части сейчас основана на работе авторов из программы «Фабричные мастерские», благодаря им план составлен на год вперед.

Мастерская заботы

Мастерская заботы. Начинается мастерская Екатерины Антроповой по арт-терапии
Мастерская заботы. Началась мастерская проекта НЕЖЕН
Мастерская заботы

Мастерская заботы — открытые мастерские с различного рода ресурсными практиками — телесными, письменными, литературными, арт-терапевтическими, астрологическими. Свои проекты показали Ильмира Болотян, Катрин Ненашева, Мария Романова и другие участники.

При этом процесс осмысления происходящего и собственной миссии продолжается. Мне кажется, главной чертой момента, как ни печально, стало замещение всех выбывших и замолчавших оставшимися и некоторыми вновь прибывшими — теми, кто справился с травмой и готов работать с нынешней реальностью. И мне кажется, достаточно успешного замещения. Возвращаясь к «Фабричным мастерским» должна сказать, в этом году у нас были очень интересные заявки и их было больше, чем раньше.

В какой-то момент мне казалось, что российское современное искусство должно вернуться в состояние андеграунда, уйти в катакомбы. Но потом я поняла, что это не совсем так: мы видим, что растёт и расцветает арт-рынок, наблюдаем, как изменилась художественная сцена, конкуренция, многие признанные художники перестали работать и выставляться в России, и пришли другие. При этом или в силу этого галереи открываются, стартуют новые арт-ярмарки, появляются новые участники художественного процесса.

Конечно, у каждой институции своя миссия, но мне кажется, что наша — это сохранение: мы пытаемся сделать так, чтобы нить не прервалась. Ведь помимо всего прочего мы сейчас наблюдаем стремительный уход художников, которые составили цвет и славу современного российского искусства. За весь ХХ век у нас было два больших явления, которые вышли за пределы национального искусства — русский авангард и Московский концептуализм. И сейчас последний уходит: Лев Рубинштейн, Никита Алексеев, Елена Елагина, Андрей Филиппов, Илья Кабаков — можно долго перечислять, кого мы потеряли. Для нас очень важно дотянуть эту нить до тех людей, кто сейчас заканчивает институты, чтобы она вошла в новую ткань. Я говорю, в первую очередь, о студентах, которые в 2022 году окончили художественные ВУЗы и школы и оказались в ситуации пустыни и вакуума, вот до них и надо донести тот пласт, который им предстоит сохранить и продолжить.

УНОВИС²

УНОВИС². Групповая выставка «0.01»
УНОВИС². Групповая выставка «0.01»
УНОВИС². Групповая выставка «0.01»
УНОВИС². Групповая выставка «0.01»
УНОВИС². Групповая выставка «0.01»
УНОВИС². Групповая выставка «0.01»
УНОВИС². Групповая выставка «0.01»
УНОВИС². Групповая выставка «0.01»

УНОВИС² — объединение художников, ставящее задачей поиск и создание новых форм искусства через взаимное обучение, взаимодействие с художественной средой и распространение искусства на все сферы жизни. Здесь есть общие занятия (лекции о современном искусстве, артист-токи, обсуждение работ участников, подготовка к выставкам) и мастерские или лаборатории (сейчас саунд-арт и кодинг). Общие занятия по понедельникам идут постоянно. А мастерские меняются каждые два месяца. Участникам обязательно посещать общие занятия и участвовать в выставках, а к работе в мастерских они присоединяются по интересам и по желанию.

А расскажите, какие самые удачные из ваших «терапевтических» проектов? Что, на Ваш взгляд, действительно получилось? В результате мартовского опен-колла или после.

Предполагалось, что эти люди смогут провести на «Фабрике» свои лекции, мастер-классы, реализовать проекты, и мы готовы были выплачивать за это скромные, но всё же гонорары. Это была символическая поддержка, но нам важно было показать, что эти ребята не остались одни, у них есть единомышленники. Больше всего в числе реализованных проектов мне запомнилась «Лаборатория заботы» Тани Волковой — серия встреч с самыми разными людьми: они обсуждали, какие чувства испытывают в сложившейся ситуации, что им с этими чувствами делать: что делать со страхом? Что делать с чувством одиночества? Это был в чистом виде терапевтический проект — переживание своих чувств через проговаривание. Также студенты Хаима Сокола должны были весной 2022 года готовить свою дипломную выставку, и они сделали её на «Фабрике». Это тоже был проект про то, что человек — это не нечто отдельное, но что ему следует существовать в сообществе, что каждый должен быть окружен единомышленниками. В общем, выставка была про то, как сбиваться в эти группы. Вероника Актанова в то время сделала прекрасную работу «Соло невозможно».

А способны ли мы еще сбиваться в группы? По результатам последних двух лет, кажется, что люди все разделились на собственные осколки и не хотят больше иметь ничего общего друг с другом, разве нет?

У меня совсем другое впечатление. Может быть, потому что я вижу картину изнутри «Фабрики», а «Фабрика», мне кажется, именно этим сильна. И я вижу подъем в формировании групп и творческих объединений. Конечно, эти новые сообщества небольшие, речь не идёт про всероссийское или всемосковское движения или арт-сообщества, но всё-таки художники активизировались в кооперации, совместных действиях и объединении — это совершенно точно. Галерея «Бомба» на Фабрике — это в чистом виде artist run space, то есть художники сами составляют программу, сами заботятся о пространстве, вырабатывают и транслируют свои ценности. Совсем недавно Эльдар Ганеев запустил школу молодых художников из свободных мастерских MMOMA с небезызвестным названием «Уновис» — они учат друг друга, общаются, что-то вместе создают и грозятся провести десятки выставок! Есть проект галерея «Девятнадцать» — это тоже маленькое сообщество. Так что есть возвращение, пусть не в катакомбное искусство, но всё-таки в неофициальное, где происходит активное объединение, общение и сотворчество. Еще лет десять назад всё вроде бы к этому стремились, но не получалось. Видимо, тогда было время индивидуализма. Художники не были готовы поступаться собственными амбициями в пользу коллективных результатов. А сейчас вдруг стало получаться — баланс изменился, и коллективное стало важнее, чем индивидуальное. Для меня эта тенденция очевидна.

Войти и разрешить

Музей «Войти и разрешить»
Музей «Войти и разрешить»
Музей «Войти и разрешить»
Музей «Войти и разрешить»
Музей «Войти и разрешить»
Музей «Войти и разрешить»
Музей «Войти и разрешить»
Театр соучастия
Театр соучастия
Театр соучастия
Театр соучастия
Театр соучастия
Театр соучастия

Проект «Войти и разрешить» создан в 2014 году и посвящен долгосрочному исследованию Бауманского района, в котором расположена «Фабрика». Проект предполагает непосредственное творческое участие жителей, например, в рамках городского театра соучастия — эта лаборатория была проведена в конце 2023 года, а 21 декабря состоялся итоговый показ. Концепция мероприятия строилась вокруг понятия «третье место» — так называют пространства (не дом, не работа), где принято проводить время наедине с собой или в компании единомышленников. Показ состоял из четырех больших соучастных практик (включая практики, вдохновленные историей Буденовского городка и философией конструктивизма), которые для гостей провели участники лаборатории. Гости рисовали, монтировали пьесу, создавали коллаж, писали письма. Во время действия участники делились собственными историями и предлагали зрителям вступить в диалог.

Мне кажется, когда мы говорим, например, про скандинавские сообщества, то имеем в виду долгую традицию, когда сообщество становится средой поддержки для всех участников, и когда люди берут ответственность за общие решения. У нас всё иначе.

У нас сообщества — это небольшие группы людей, которые осознают свои общие интересы, эти интересы чётко артикулируют и ставят свои цели, к которым совместными усилиями идут. Такова реальность. У нас есть проект «Войти и разрешить», он существует давно и нацелен как раз на работу с сообществами нашего района. Для нас он начался с семинара урбаниста Святослава Мурунова, который рассказывал, что такое сообщества, как они строятся и как с ними работать. А в этом году с помощью выпускников ГИТИСа мы развивали проект «Театр горожан», совсем недавно состоялась премьера, в которой участвовали местные жители. Я бы не сказала, что это впрямую терапевтический проект, но это коллективные практики — мы вместе рисуем, вместе пишем пьесу, потом её ставим. По сути это просто про то, чтобы что-то делать большой компанией. Честно говоря, я здесь не вижу большой разницы между социальной работой и художественными проектом. Причём, я ожидала её увидеть, но когда пришла на презентацию, поняла, что это ровно то, чем мы и раньше занимались с художниками, просто не называли это театром горожан. Результат даже не выглядел как итоговая постановка по проекту, скорее, просто как собрание жителей, которые рисовали карту своих жизней, а потом делились впечатлениями от жизни в Москве. Конечно, я понимаю, что в Европе эти практики ставят своей целью развитие гражданского общества, но в России такого пока не может быть. На любых встречах мы даже не рискуем затрагивать гражданские позиции людей, которое приходят к нам, — вдруг окажется, что они непримиримы. Поэтому нам пока, как детям, нужно просто пока что-то учиться делать вместе, пусть рисовать, пусть складывать из кубиков домики, пусть просто находиться рядом и разговаривать друг с другом — уважительно и доброжелательно. Потому что таких навыков у нас пока нет. Порой мне кажется, все настолько разобщены, что надо людей снова учить в гости друг к другу ходить, вместе пироги печь и чай пить — вот эти объединяющие практики могут быть реально важны. И нам как институции важно и интересно этим заниматься.

ЦТИ «Фабрика»
Москва, Переведеновский переулок, д. 18