2010-е

,

Арт-резиденции

,

Практика

Краткий путеводитель по европейским арт-резиденциям

Арт-резиденции стали популярны относительно недавно и потому кажутся явлением новым. Однако первые колонии художников появились ещё в конце XIX века. Сегодня в мире насчитывается более 800 резиденций для кураторов, художников, фотографов, музыкантов, дизайнеров, учёных. Некоторые функционируют постоянно, другие открываются лишь на время фестивалей; какие‑то действуют при музеях или институтах, другие существуют совершенно независимо; в то время как одни резиденции предоставляют художникам гранты и стипендии, за пребывание в других нужно платить

№ 4.1. Приложение к № 4 (587) / 2013

Нео Раух. Трансформация, 2013
Резиденция LIA, Лейпциг

LIA. Лейпциг, Германия

Старая Лейпцигская прядильня (Шпиннерай) — в прошлом самая крупная ткацкая фабрика Европы, комплекс её цехов, складов и подсобных помещений занимает десять гектаров. Прядильня находится на окраине Лейпцига, по соседству с автомастерскими и заправочными станциями. При этом на её территории расположены более ста галерей и ателье, а так называемые Rundgaenge («обходные дни»), происходящие три раза в год, привлекают художников, коллекционеров и галеристов со всего света. Художественное освоение прядильни началось в 1990‑х годах, когда на территории заброшенной к тому времени фабрики начали открываться студии художников, танцоров и музыкантов. Среди тогдашних первооткрывателей был сам Нео Раух, известный сегодня на весь мир. Теперь лейпцигская программа международного искусства предоставляет молодым художникам возможность от трёх до шести месяцев жить и работать на территории прядильни.

Каждому своему резиденту LIA обеспечивает возможность участия в выставках, которые проводятся в Нью-Йорке, Берлине, Лейпциге, Париже. Заявку на участие в программе может подать каждый, но стоит учитывать, что LIA не оплачивает аренду студии (около 1000 евро ежемесячно).

www.liap.eu 

Кэтрин Аоки. Лес тушью № 6, 2013
Литография, акварель, 22 × 30 дюймов. Резиденция Frans Masereel Centrum, Кастерли

Frans Masereel Centrum. Кастерли, Бельгия

Frans Masereel предлагает четыре вида программ для: художников и графических дизайнеров; исследователей и учёных; арт-критиков; студентов, изучающих графический дизайн. От выбора программы зависит и специфика работы, и срок пребывания в резиденции (от двух недель до четырёх месяцев). Основное требование — за время, проведённое в Frans Masereel, резидент должен реализовать творческий проект, который потом будет представлен широкой аудитории. Причём он может быть целиком исследовательским (например, рассматривать исключительно техническую сторону графического дизайна). Так, Пола Руш и Кэтрин Аоки изучали возможности применения литографии в современном дизайне. Но допускаются и проекты, имеющие к дизайну опосредованное отношение (например, работающие с социальным или историческим контекстом), как, например, в мультимедийной инсталляции хорватского художника Томислава Бражновича, составленной из запрещённых до 1991 года хорватских документов и текстов с грифом «Ponisteno» («Не допущено»).

Frans Masereel предоставляет всю необходимую техническую и теоретическую поддержку каждому участнику. Чтобы попасть в резиденцию в следующем году, нужно оставить заявку на сайте до 1 февраля 2014 года. Стоимость пребывания — от 40 до 105 евро в неделю.

fransmasereelcentrum.be

Джесс Венбрукс. Игра «Кароши», 2012
Игра, встроенная в плюшевую панду. Резиденция при WORM, Роттердам

Резиденция при WORM. Роттердам, Нидерланды

Организация WORM содействует развитию авангарда, андерграунда, арт-хаусного кино и экспериментальной музыки, тесно сотрудничает с Роттердамским кинофестивалем, поэтому резиденция собирает в своих стенах в основном представителей альтернативной культуры. Они снимают фильмы, пишут стихи, сочиняют электронную музыку, изучают такие проблемы современного интернет-сообщества, как, например, взлом аккаунтов в социальных сетях. Все приглашённые художники, режиссёры и музыканты живут и работают в резиденции бесплатно, и, разумеется, количество заявок в разы превышает возможности организаторов. Администрация официально предупреждает: каждому отправившему заявку на участие придётся набраться терпения, прежде чем его пригласят в Роттердам.

www.worm.org 

Бирде Ванхеерсвингельс. Без названия, 2012
Бумага, уголь. 71.3 × 86.8 см. Резиденция Takt, Берлин

Takt. Берлин, Германия

Программа пребывания художника в берлинской резиденции длится три месяца и включает обязательное посещение лекций, семинаров, вернисажей и студий берлинских художников. Всё это, помимо работы над собственным проектом, который должен быть представлен по завершении курса. Тематика никак не ограничена, а одной из самых любопытных работ за последнее время стала Real It Up американца Питера Вовковича — серия фотографий и перформансов, посвящённых проблеме личности в социуме. Проект остался незавершённым, потому что художник внезапно уехал в Тибет, чтобы восстанавливать буддистский монастырь.

Одним из важных аспектов работы художника в Takt является постоянное наблюдение кураторов и искусствоведов за работой резидентов, их помощь и советы. Так что направленность всего проекта целиком образовательная.

В резиденцию может попасть любой желающий. Однако участников финальной выставки выбирают кураторы Takt, да и своё пребывание там придётся оплачивать самостоятельно. Стоимость около 600 евро в месяц.

www.taktberlin.org 

Александра Статимирович. Моё светлое будущее, 2013
Резиденция Nosadella. due, Болонья

Nosadella.due. Болонья, Италия

Итальянская резиденция предлагает гранты и стипендии кураторам и художникам, занимающимся проблемами урбанистики. Акценты расставлены на сохранении культурно-исторического наследия и изменении ритма городской жизни — история и характер города, где находится резиденция, явно отражается в её направленности. Отдельная проблема, исследуемая резидентами: восприятие Болоньи её жителями. Например, cербская художница Александрия Айдукович останавливала людей на главных площадях города и просила их в танце выразить своё отношение к окружающему городскому пейзажу.

Для участия в программе необходимо отправить резюме и портфолио, а потом произвести впечатление на кураторов из музея современного искусства MAMbo и Болонской академии изящных искусств во время личного собеседования.

www.nosadelladue.com 

KMA. Странные аттракторы (Анатомия доктора Тульпа), 2010
Резиденция AND, Манчестер и Ливерпуль. Мультимедийный перформанс во время Abandon Normal Devices Festival

Резиденция при фестивале AND. Манчестер и Ливерпуль, Великобритания

Фестиваль современного искусства, кино и медиаарта Abandon Normal Devices (AND) проходит в двух городах по очереди: один год в Ливерпуле, другой — в Манчестере. Каждый раз организаторы заранее анонсируют программу воркшопов и перформансов на различные темы, и присоединиться к ней может любой художник. Поскольку фестиваль длится всего несколько дней, резиденция при AND наиболее интересна для художников-перформеров. Участие в фестивале нужно согласовать заранее: как только на сайте появилась программа, необходимо связаться с его директором Гэби Дженкс.

www.andfestival.org.uk 

Торсейн Бринкманн. Леди Глиттерскай, 2009
Фотография, 121 × 92 см. Резиденция Quartier21, Вена

Quartier21. Вена, Австрия

Австрийская резиденция работает как часть огромного культурного комплекса MuseumsQuartier. Художник сам определяет срок своего пребывания и получает стипендию в размере 1000 евро ежемесячно. Однако для того чтобы попасть в Quartier21, необходимо заручиться рекомендацией одной из пятидесяти организаций, расположенных на территории музейного квартала. Кроме того, при подаче заявки художник должен предоставить краткое описание проекта, над которым он теоретически мог бы работать в резиденции. Причём выбор здесь чрезвычайно широк: дизайн и мода, история и современность, культурные феномены и табу — любые сюжеты и области культуры, и чем больше разных творческих направлений интегрируется в рамках проекта, тем выше его шансы попасть в разряд приоритетных. Например, сейчас в Qaurtier21 проходит выставка «Без лица», которая анализирует культурный феномен закрытого лица, а также ищет связи между модными тенденциями последнего времени и социальными изменениями.

www.quartier21.at 

Сара Санбек. Молчание золото, но это не молчание, 2012
Лист золота на бумаге, карандаш. Для Nederlandsche Bank. Резиденция Rijksakademie, Амстердам

Rijksakademie. Амстердам, Нидерланды

В Rijksakademie одновременно могут работать пятьдесят художников. Резиденция предоставляет бесплатное жильё, техническую и теоретическую поддержку их творчества, а также регулярно устраивает семинары по дизайну, медиаарту и цифровым технологиям. Она тесно сотрудничает с нидерландской Организацией прикладных научных исследований, поэтому поддержку и развитие в основном получают проекты на стыке искусства и науки, а у художников в процессе работы есть возможность получать консультации учёных и использовать их исследования в творческих целях. Классический пример проекта, разрабатываемого в Rijksakademie, — инсталляция Сары Сансбек «Кресло абсолютной тишины», созданная при помощи приборов, заглушающих звуки. В резиденции художник может оставаться в течение двух лет, при этом возраст кандидата не должен превышать 35 лет, а его опыт работы в искусстве должен быть не менее 5 лет.

www.rijksakademie.nl 

Художник Кристиан Гонзенбах на открытии выставки «Думай об искусстве — делай науку» в Swiss National Science Foundation, Берн (Швейцария), 2010
Резиденция при программе Artists-In-Labs, Цюрих

Резиденция при программе Artists-In-Labs. Цюрих, Швейцария

Как следует из названия программы, резидентам предлагается отправиться за вдохновением в лаборатории, а потом ввести в актуальный контекст искусства инженерные исследования, разработки новых компьютерных технологий, новации в сфере нейромедицины и биологии. Предполагается, что не только учёные будут делиться информацией из сферы естественных наук, но и художники помогут исследователям лучше ориентироваться в истории и теории искусства, и тем самым помогут обрести новый творческий импульс для научных разработок. Программа Artists-In-Labs особенно приветствует участие художников, живущих за пределами Евросоюза.

artistsinlabs.ch 

Вид экспозиции в центре Node, созданной учащимися осенней сессии, 2012
Резиденция Node, Берлин

Node. Берлин, Германия

Резиденция только для кураторов, программа длится двенадцать недель. За это время участнику нужно подготовить выставку на свободную тему, а её вернисаж ни в коем случае не должен быть реализован в традиционном галерейном формате. Кроме того, экспозиция должна предъявить зрителям диалог изобразительного искусства, литературы, науки и, что самое важное, реагировать на актуальные события в мире, обращаться к важным общественным или историческим проблемам. Параллельно с подготовкой проекта резиденты ежедневно общаются с художниками, посещают студии и галереи.

Чтобы принять участие в программе Node, нужно заполнить анкету на сайте и пройти собеседование. Стоимость программы 770 евро в месяц. Резиденция также предлагает различные онлайн-курсы.

www.nodecenter.org 

Джеймс Джонсон-Перкинс. Робот, 2007
Резиденция Bridgeguard, Штурово

Bridgeguard. Штурово, Словакия

Арт-резиденция появилась после открытия в 2001 году моста Марии-Валерии через Дунай, взорванного во Вторую мировую войну немцами. Восстановленный через 60 лет, мост стал символом единения и мира, и связывает теперь берега Словакии и Венгрии. Это событие определило цели и направленность работы художников, которых приглашают в Словакию: произведение, созданное в резиденции, обязательно должно затрагивать темы мира, единства, обмена культурно-историческими традициями между государствами, перекликаться с историей города, где находится арт-резиденция. В 2011 году, например, британец Джеймс Джонсон-Перкинс создал «Пантеон супергероев Штурово», где исторические персоналии и герои местных легенд были представлены в осовремененном виде, в эстетике комикса. В резиденции могут одновременно жить два художника, их работа длится от трёх до шести месяцев. Всё это время они получают стипендию в размере около 350 евро в месяц. В пакет документов заявки входит: мотивационное письмо, творческое портфолио и краткое описание проекта, который мог бы быть реализован в резиденции.

www.bridgeguard.org