Краткий путеводитель по европейским арт-резиденциям
Арт-резиденции стали популярны относительно недавно и потому кажутся явлением новым. Однако первые колонии художников появились ещё в конце XIX века. Сегодня в мире насчитывается более 800 резиденций для кураторов, художников, фотографов, музыкантов, дизайнеров, учёных. Некоторые функционируют постоянно, другие открываются лишь на время фестивалей; какие‑то действуют при музеях или институтах, другие существуют совершенно независимо; в то время как одни резиденции предоставляют художникам гранты и стипендии, за пребывание в других нужно платить
LIA. Лейпциг, Германия
Старая Лейпцигская прядильня (Шпиннерай) — в прошлом самая крупная ткацкая фабрика Европы, комплекс её цехов, складов и подсобных помещений занимает десять гектаров. Прядильня находится на окраине Лейпцига, по соседству с автомастерскими и заправочными станциями. При этом на её территории расположены более ста галерей и ателье, а так называемые Rundgaenge («обходные дни»), происходящие три раза в год, привлекают художников, коллекционеров и галеристов со всего света. Художественное освоение прядильни началось в 1990‑х годах, когда на территории заброшенной к тому времени фабрики начали открываться студии художников, танцоров и музыкантов. Среди тогдашних первооткрывателей был сам Нео Раух, известный сегодня на весь мир. Теперь лейпцигская программа международного искусства предоставляет молодым художникам возможность от трёх до шести месяцев жить и работать на территории прядильни.
Каждому своему резиденту LIA обеспечивает возможность участия в выставках, которые проводятся в Нью-Йорке, Берлине, Лейпциге, Париже. Заявку на участие в программе может подать каждый, но стоит учитывать, что LIA не оплачивает аренду студии (около 1000 евро ежемесячно).
Frans Masereel Centrum. Кастерли, Бельгия
Frans Masereel предлагает четыре вида программ для: художников и графических дизайнеров; исследователей и учёных; арт-критиков; студентов, изучающих графический дизайн. От выбора программы зависит и специфика работы, и срок пребывания в резиденции (от двух недель до четырёх месяцев). Основное требование — за время, проведённое в Frans Masereel, резидент должен реализовать творческий проект, который потом будет представлен широкой аудитории. Причём он может быть целиком исследовательским (например, рассматривать исключительно техническую сторону графического дизайна). Так, Пола Руш и Кэтрин Аоки изучали возможности применения литографии в современном дизайне. Но допускаются и проекты, имеющие к дизайну опосредованное отношение (например, работающие с социальным или историческим контекстом), как, например, в мультимедийной инсталляции хорватского художника Томислава Бражновича, составленной из запрещённых до 1991 года хорватских документов и текстов с грифом «Ponisteno» («Не допущено»).
Frans Masereel предоставляет всю необходимую техническую и теоретическую поддержку каждому участнику. Чтобы попасть в резиденцию в следующем году, нужно оставить заявку на сайте до 1 февраля 2014 года. Стоимость пребывания — от 40 до 105 евро в неделю.
Резиденция при WORM. Роттердам, Нидерланды
Организация WORM содействует развитию авангарда, андерграунда, арт-хаусного кино и экспериментальной музыки, тесно сотрудничает с Роттердамским кинофестивалем, поэтому резиденция собирает в своих стенах в основном представителей альтернативной культуры. Они снимают фильмы, пишут стихи, сочиняют электронную музыку, изучают такие проблемы современного интернет-сообщества, как, например, взлом аккаунтов в социальных сетях. Все приглашённые художники, режиссёры и музыканты живут и работают в резиденции бесплатно, и, разумеется, количество заявок в разы превышает возможности организаторов. Администрация официально предупреждает: каждому отправившему заявку на участие придётся набраться терпения, прежде чем его пригласят в Роттердам.
Takt. Берлин, Германия
Программа пребывания художника в берлинской резиденции длится три месяца и включает обязательное посещение лекций, семинаров, вернисажей и студий берлинских художников. Всё это, помимо работы над собственным проектом, который должен быть представлен по завершении курса. Тематика никак не ограничена, а одной из самых любопытных работ за последнее время стала Real It Up американца Питера Вовковича — серия фотографий и перформансов, посвящённых проблеме личности в социуме. Проект остался незавершённым, потому что художник внезапно уехал в Тибет, чтобы восстанавливать буддистский монастырь.
Одним из важных аспектов работы художника в Takt является постоянное наблюдение кураторов и искусствоведов за работой резидентов, их помощь и советы. Так что направленность всего проекта целиком образовательная.
В резиденцию может попасть любой желающий. Однако участников финальной выставки выбирают кураторы Takt, да и своё пребывание там придётся оплачивать самостоятельно. Стоимость около 600 евро в месяц.
Nosadella.due. Болонья, Италия
Итальянская резиденция предлагает гранты и стипендии кураторам и художникам, занимающимся проблемами урбанистики. Акценты расставлены на сохранении культурно-исторического наследия и изменении ритма городской жизни — история и характер города, где находится резиденция, явно отражается в её направленности. Отдельная проблема, исследуемая резидентами: восприятие Болоньи её жителями. Например, cербская художница Александрия Айдукович останавливала людей на главных площадях города и просила их в танце выразить своё отношение к окружающему городскому пейзажу.
Для участия в программе необходимо отправить резюме и портфолио, а потом произвести впечатление на кураторов из музея современного искусства MAMbo и Болонской академии изящных искусств во время личного собеседования.
Резиденция при фестивале AND. Манчестер и Ливерпуль, Великобритания
Фестиваль современного искусства, кино и медиаарта Abandon Normal Devices (AND) проходит в двух городах по очереди: один год в Ливерпуле, другой — в Манчестере. Каждый раз организаторы заранее анонсируют программу воркшопов и перформансов на различные темы, и присоединиться к ней может любой художник. Поскольку фестиваль длится всего несколько дней, резиденция при AND наиболее интересна для художников-перформеров. Участие в фестивале нужно согласовать заранее: как только на сайте появилась программа, необходимо связаться с его директором Гэби Дженкс.
Quartier21. Вена, Австрия
Австрийская резиденция работает как часть огромного культурного комплекса MuseumsQuartier. Художник сам определяет срок своего пребывания и получает стипендию в размере 1000 евро ежемесячно. Однако для того чтобы попасть в Quartier21, необходимо заручиться рекомендацией одной из пятидесяти организаций, расположенных на территории музейного квартала. Кроме того, при подаче заявки художник должен предоставить краткое описание проекта, над которым он теоретически мог бы работать в резиденции. Причём выбор здесь чрезвычайно широк: дизайн и мода, история и современность, культурные феномены и табу — любые сюжеты и области культуры, и чем больше разных творческих направлений интегрируется в рамках проекта, тем выше его шансы попасть в разряд приоритетных. Например, сейчас в Qaurtier21 проходит выставка «Без лица», которая анализирует культурный феномен закрытого лица, а также ищет связи между модными тенденциями последнего времени и социальными изменениями.
Rijksakademie. Амстердам, Нидерланды
В Rijksakademie одновременно могут работать пятьдесят художников. Резиденция предоставляет бесплатное жильё, техническую и теоретическую поддержку их творчества, а также регулярно устраивает семинары по дизайну, медиаарту и цифровым технологиям. Она тесно сотрудничает с нидерландской Организацией прикладных научных исследований, поэтому поддержку и развитие в основном получают проекты на стыке искусства и науки, а у художников в процессе работы есть возможность получать консультации учёных и использовать их исследования в творческих целях. Классический пример проекта, разрабатываемого в Rijksakademie, — инсталляция Сары Сансбек «Кресло абсолютной тишины», созданная при помощи приборов, заглушающих звуки. В резиденции художник может оставаться в течение двух лет, при этом возраст кандидата не должен превышать 35 лет, а его опыт работы в искусстве должен быть не менее 5 лет.
Резиденция при программе Artists-In-Labs. Цюрих, Швейцария
Как следует из названия программы, резидентам предлагается отправиться за вдохновением в лаборатории, а потом ввести в актуальный контекст искусства инженерные исследования, разработки новых компьютерных технологий, новации в сфере нейромедицины и биологии. Предполагается, что не только учёные будут делиться информацией из сферы естественных наук, но и художники помогут исследователям лучше ориентироваться в истории и теории искусства, и тем самым помогут обрести новый творческий импульс для научных разработок. Программа Artists-In-Labs особенно приветствует участие художников, живущих за пределами Евросоюза.
Node. Берлин, Германия
Резиденция только для кураторов, программа длится двенадцать недель. За это время участнику нужно подготовить выставку на свободную тему, а её вернисаж ни в коем случае не должен быть реализован в традиционном галерейном формате. Кроме того, экспозиция должна предъявить зрителям диалог изобразительного искусства, литературы, науки и, что самое важное, реагировать на актуальные события в мире, обращаться к важным общественным или историческим проблемам. Параллельно с подготовкой проекта резиденты ежедневно общаются с художниками, посещают студии и галереи.
Чтобы принять участие в программе Node, нужно заполнить анкету на сайте и пройти собеседование. Стоимость программы 770 евро в месяц. Резиденция также предлагает различные онлайн-курсы.
Bridgeguard. Штурово, Словакия
Арт-резиденция появилась после открытия в 2001 году моста Марии-Валерии через Дунай, взорванного во Вторую мировую войну немцами. Восстановленный через 60 лет, мост стал символом единения и мира, и связывает теперь берега Словакии и Венгрии. Это событие определило цели и направленность работы художников, которых приглашают в Словакию: произведение, созданное в резиденции, обязательно должно затрагивать темы мира, единства, обмена культурно-историческими традициями между государствами, перекликаться с историей города, где находится арт-резиденция. В 2011 году, например, британец Джеймс Джонсон-Перкинс создал «Пантеон супергероев Штурово», где исторические персоналии и герои местных легенд были представлены в осовремененном виде, в эстетике комикса. В резиденции могут одновременно жить два художника, их работа длится от трёх до шести месяцев. Всё это время они получают стипендию в размере около 350 евро в месяц. В пакет документов заявки входит: мотивационное письмо, творческое портфолио и краткое описание проекта, который мог бы быть реализован в резиденции.