Современный танец

,

Арт-резиденция

,

Современный театр

,

Перформанс

,

Россия

Российские арт-резиденции. Дом танца, Культурный центр ЗИЛ, Москва

№ 4 (611) / 2019

Анастасия Хлынова

Куратор проектов современного танца арт-резиденции «Дом танца», Культурный центр ЗИЛ (Москва)

Форма отбора: open call
Предоставляется: пространство для работы
Сроки: около полутора месяцев
Сайт: zilcc.ru/news/7803.html

В этом году у нас заново стартует зимняя резиденция для молодых хореографов. Однако проект как таковой существует уже 5—6 лет, его формат придумала Анастасия Прошутинская, которая работала в ЗИЛе с 2012 года. Резиденция предназначалась для хореографов, которые хотят исследовать какую‑либо тему, но у них на это не хватает ресурсов. И тогда подключается ЗИЛ, который предлагает своё пространство, время, интеллектуальную помощь, кураторское руководство и сообщество.

Анастасия Пешкова и Мария Губанова. Party-plant, 2019
Пластический спектакль в Доме танца Культурного центра ЗИЛ

 

В этом году в состав организаторской команды вошли приглашённые профессионалы — хореограф и драматург Александр Андрияшкин и психотерапевт Даниил Гольдин. Вместе с ними мы определили тему: «Внимание! Безопасность». Возможно, она звучит немного провокационно, зато даёт огромный простор и для танца, и для терапевтической работы. Безопасность — очень актуальный запрос для танцевального сообщества, во‑первых, из‑за нынешних событий в мировой политике, а во‑вторых, в связи с профессиональными вопросами — оплатой и организацией труда и т. д. Куратор организует методологическую часть, смотрит, с чем работают участники, как они выстраивают композицию танца, что хотят сказать движением. А вот приглашение психотерапевта — совершенно новый шаг для резиденции, раньше мы подобного не делали. Его задача правильно называется «фасилитация творческого процесса», что подразумевает обязательную работу в группе: все резиденты собираются и делятся своими страхами, сомнениями, переживаниями. Они предлагают свои темы, пытаются углубить их во время сессии, разобраться, с чем на самом деле работают. Тем самым мы получаем серьёзную обратную связь и со своей стороны можем лучше помочь резидентам создать готовый продукт, который будет жить дальше, путешествовать, участвовать в фестивалях. В нашей практике есть примеры, когда работы выигрывали престижные конкурсы в Европе.

Кроме того, мы предлагаем резидентам тематические лекции — в этом году по теме «Безопасность и движение». Ещё мы думаем про мастер-класс или круглый стол, но параллельно в ЗИЛе и так проходит множество мероприятий, открытых для наших хореографов. При этом они не обязаны в них участвовать — ничего не делается «для галочки».

Татьяна Чижикова. Время от времени, 2019
Перформанс

Работа над каждым конкретным проектом длится полтора месяца, плюс сбор заявок, плюс подготовка к финальному перформансу. В сумме получается около трёх месяцев. Резиденты в ЗИЛе только работают, не живут, а ещё мы устраиваем индивидуальные и групповые консультации с кураторами. На данном этапе мы предоставляем 5—7 резиденций, но в каждой заявке может быть несколько участников.

Итог резиденции оформляется как вечер перформансов, где все показывают свои наработки в формате work-in-progress, туда приглашаются все желающие, но до того проходят ещё два закрытых показа сырых перформансов, к которым резидентам нужно успеть подготовиться. На самом деле все они пытаются работать сами по себе, прийти и тихо заняться своим делом, мой же интерес — инициировать групповое взаимодействие, чтобы резиденты помогали друг другу в работе, а сам центр для них был бережным заботливым гнёздышком.