Нижний Новгород

,

Возрождение

,

Выставки

,

ГМИИ им. А. С. Пушкина

«Названо Вазари. Возрождение» в нижегородском Арсенале

Названо Вазари. Возрождение
Арсенал, Нижний Новгород
21 декабря 2022 — 9 апреля 2023 года

Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород

Вазари-fest был придуман нижегородским ГЦСИ еще в 2014 году, а прошлой зимой он превратился в трехчастный выставочный проект Готика — Возрождение — Маньеризм. 20-го декабря в Арсенале открылась вторая его часть, посвященная Ренессансу. Тут, вероятно, и не искусствовед способен ощутить всю неподъемность задачи: чтобы адекватно рассказать про самую важную в истории искусства эпоху, потребуется собрать работы из музеев всего мира и сопроводить их томами комментариев. Однако можно пойти другим путём — сосредоточиться на диалоге между мастерами эпохи Возрождения и нашими современниками. Так и сделали кураторы Екатерина Кочеткова и Дарья Колпашникова. Они собрали живописные и скульптурные произведения из фондов Пушкинского музея и сопроводили их работами российских художников. Таким образом современное искусство на выставке становится формой комментария, толкующей нам те или иные открытия итальянских мастеров, и пояснением, почему для нас сегодня это важно. Вопросы, которые волновали гуманистов в XIV—XVI вв.еках, универсальны — место человека во вселенной, познание, религия, искусство прошлого. А вот ответы, которые тогда были найдены, принадлежат своему времени, и наше готово с ними и спорить, и соглашаться, и опровергать.

Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород
Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород
Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород
Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород
Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород
Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород
Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород

Как же организован этот диалог эпох? Например, в самом первом зале мы видим портреты — живописные, бронзовые, мраморные, отчеканенные на монетах и воображаемые. Воображаемые — потому что между реальными изображениями повешены пустые, но подлинные ренессансные рамы, украшенные архитектурными элементами, карнизами, пилястрами, капителями. Одна из них наполовину залита красной краской — на самом деле это работа Натальи Стручковой, отсылающая нас к жертве Христовой и одновременно главному цвету католической церкви. Чуть подальше ангелы Джованни делла Робиа в окружении облаков и рядом инсталляция Петра Белого — те же узнаваемые ренессансные облака с пробивающимися сквозь них лучами света, однако сделанные из бетона и арматуры. Деревянное окно Ивана Чуйкова дано художником как бы в перспективном сокращении: когда идёшь прямо к этой работе, понимаешь, что окно неправильной формы, но если ты видишь инсталляцию исключительно сбоку, как это сделано на выставке, окно выглядит абсолютно правильным, более того, оно точно повторяет цвет неба соседней картины — «Мадонны с младенцем» Франческо Франчи. Длинный выставочный коридор преграждает полотно Валерия Кошлякова, на нём капитолийская волчица и еще одна анфилада — нарисованная, принадлежащая некоему воображаемому музею, и уводящая нас из реального пространства в то, которое было создано художниками.

Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород

В самом финале выставки — видеоинсталляция Александра Пономарёва «Ветрувианский человек». Это не опечатка. Знаменитый рисунок Леонардо да Винчи показывает идеальные пропорции человеческого тела, сопоставляя их с правильными пропорциями здания, как это обосновал в своём трактате античный автор Витрувий. Однако Пономарев, художник и мореплаватель, снял свою работу в антарктической экспедиции, забравшись в гигантский тканевый консус, подобный тому, каким моряки измеряют силу и направление ветра. Это разговор об амбициях человека в покорении природы и вполне ренессансное переживание себя частью макрокосма, лишь только иного масштаба.

Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород
Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород
Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород
Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород
Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород
Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород
Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород

Дизайн выставки был разработан архитектором Александром Бродским и его бюро — и это огромная удача выставки. Прежде всего стоит обратить внимание на уклон пола в самом первом зале — зритель заходит и незаметно для себя поднимается вверх. Тут стоит вспомнить, что средневековое искусство обожало резкие и крутые подъемы — стрельчатые арки, островерхие башни, чумные лестницы, по которым нужно было ползти на коленях в своём пути к Богу. А вот Ренессанс лестницы недолюбливал, поскольку считал, что никуда бежать не надо, мы все уже на месте, человек — это образ Бога, мы — в нём, и он — в нас. Поэтому если мы возьмем, например, капитолийскую лестницу, построенную Микеланджело, то по ней человек как бы и не поднимается, он просто идёт и вдруг оказывается на самом верху. Примерно о том же нам рассказывает Бродский на выставке. Еще невозможно не обратить внимание, как выставочная анфилада заканчивается зеркальной стеной, в стене — проём, а в проёме видеоработа Александры Митлянской, которая переносит нас во двор римской церкви Сант-Иво алла Сапиенца, а потом к фонтану, сделанному из античного саркофага. И когда идёшь к этой стене, совершенно не понимаешь, как устроено пространство и где ты находишься, тебе кажется, что до итальянской площади не просто один шаг, но ты уже там. Понятно, что это ощущение способно согреть всех, кто сейчас лишен Италии и тоскует по ней.

Вид экспозиции «Названо Вазари. Возрождение». Арсенал, Нижний Новгород

Еще один диалог времен — на первом этаже Арсенала, и это находка кураторов. В этом пространстве выставлены не ренессансные произведения, а чрезвычайно похожие на них поздние работы. Часть из них — откровенные подделки, другие созданы восхищенными подражателями, но почти все были куплены в XIX веке именно как оригинальные вещи и в этом качестве попали в коллекцию Пушкинского музея. Потом подделки и подражания были разоблачены, но сегодня они тоже уже часть истории искусства и исторические произведения, обладающие самостоятельной ценностью. Их редко показывают, но для выставки про диалог с Ренессансом это замечательный сюжет.