Корея

,

Современное искусство

,

Биеннале

Кам Минкён: «Образ чего-то огромного, но вместе с тем очень хрупкого»

Корейская художница Кам Минкён впервые покинула Пусан, когда ей исполнилось сорок пять лет, и именно тогда поняла, что с родными городами нас связывают гораздо более крепкие узы, чем мы думаем. Сейчас её творчество, во многом, построено на детских воспоминаниях о старом Пусане, и Минкён рассказала журналу, что ностальгия может стать очень важным ресурсом для художника

Мои первые серии с видами Пусана появились как раз, когда в городе начиналась реновация. Я тогда только-только обзавелась собственной мастерской, и она находилась в районе, который должны были перестраивать, так что я наблюдала, как вокруг меня вырастают первые высотки и часто выходила из мастерской, чтобы сделать наброски, пока еще не исчезла жизнь, которая меня окружала. Я получила классическое академическое образование, и в тот момент впервые оказалась на свободе, да еще с собственной мастерской. Другое дело, что у меня совсем не было денег, и всё, что окружало меня, — это маленькие бедные домики с их маленькими бедными жителями — и я с очень близкого расстояния наблюдала то, что с ними происходило: как их выгоняют, как они выходят на протесты, — я была потрясена тем, как с ними поступили, и на какое-то время эти сюжеты заполнили всю мою жизнь.

Кам Минкён. Нечто/Ничего, 2018
Бумага, карандаш, 200 × 150 см

Надо сказать, что я родилась, выросла и выучилась на художника в Пусане. Я прожила в этом городе 45 лет, никогда не покидая его на сколько-нибудь продолжительное время. Однако когда мне исполнилось сорок пять, я развелась с мужем, и эмоциональные обстоятельства были таковы, что мне пришлось спешно покинуть родной дом и продать мастерскую, также я продала или раздала друзьям все готовые работы. Тем не менее, другого жилья у меня не было, поэтому я начала скитаться по арт-резиденциям — а в этом возрасте, честно говоря, уже поздновато начинать кочевую жизнь, переезжая из Германии в Японию, а оттуда в Швейцарию. Однако в эти годы я впервые смогла посмотреть свою собственную страну — Корею. И, конечно, мне очень повезло, что меня брали во все эти резиденции, поскольку денег у меня не было и шансов прожить иным способом тоже. В тот же период скитаний я впервые смогла увидеть Пусан глазами стороннего наблюдателя и впервые осознала, настолько уникальна его природа, прямо в городе есть и море, и горы — его пейзажи очень красивы. Эти пейзажи сформировали меня, я люблю их и восхищаюсь ими. Тогда же я много размышляла об идентичности: мы ведь не выбираем, где родиться и в какой семье, но решаем, как распорядиться тем, что судьба нам подарила. И я вдруг поняла, что моя суть — это то, что мне дал Пусан. Раньше мне казалось, что было бы так здорово как следует поездить по миру, а затем поселиться в городе, к которому лежит душа, но вскоре я поняла, что ни к какому городу, кроме Пусана, моя душа не лежит. Сейчас у меня нет возможности поселиться в родном городе — там стало очень дорого жить, да и связи с местной арт-средой за время моих скитаний разрушились. Тем не менее, важнейшая часть того, что я сейчас делаю, связана с образами старого Пусана, я лелею свою ностальгию и свою утрату, поскольку она делает меня мной. И мне кажется, ностальгия — очень мощный ресурс для художественного творчества, от неё очень много можно получить, однако это чувство совершенно невозможно подделать.

Кам Минкён. Ноль часов, 2022
Бумага, карандаш, 76 × 57 см

В годы моего детства у людей было совсем немного развлечений, у нас был только один кинотеатр, и попасть туда можно было только по билетам, которые выделяли на нашу школу, чтобы ученики средних и старших классов смогли вместе сходить на фильм после экзаменов — и это был настоящий праздник. Афиши к фильмам тогда рисовали настоящие художники, это были огромные плакаты, созданные вручную и очень красивые. В общем, я воспринимала этот кинотеатр как волшебное сказочное место, как пространство мечты. И когда я готовилась к Пусанской биеннале, я подумала, что именно воспоминания об этом месте были самыми яркими в моей жизни.

Кам Минкён. Ноль часов, 2022
Бумага, карандаш, 57 × 76 см

Когда меня пригласили участвовать в Пусанской биеннале, меня впервые в жизни спросили: что вы думаете о вашем родном городе — Пусане? Честно говоря, я никогда не задумывалась, каким вижу свой родной город. Но тогда я ответила, что у меня внутри есть образ чего-то огромного, но вместе с тем очень хрупкого. И мне захотелось передать в своей серии ту радость и вместе с тем ощущение нереальности происходящего, которое я детстве испытывала, посещая наш единственный кинотеатр. Я поняла, что, может быть, впервые мне можно рассказать свою, очень личную историю. В тех работах мне нравилось использовать приём «сфумато», чтобы изображение становилось мягким и расплывчатым, чтобы разные сюжеты перетекали друг в друга незаметно, передавая мои ощущения неясных и сбивчивых воспоминаний.

Кам Минкён. Песня о Донсок, 2022
Бумага, карандаш, 193,9 × 59,1 см

Первая из получившихся работ называет «Песня о Донсок» — это старая и очень известная песня певицы Мун Чжуран. Она впервые выступила с ней в 1966 году и сразу стала знаменита. Мне кажется, это потому что героиня песни воплощает самый типичный образ женщины тех лет. Сам сюжет незатейлив — это рассказ о несчастной любви. Донсок работает на заводе, она трудолюбивая и искренняя девушка, однако её родители бедны и не смогли оплатить её образование. Тем не менее, Донсок хочет учиться, ходит в вечернюю школу и делает домашние задания по ночам. Однако вскоре девушка влюбляется и жертвует своей учёбой ради любимого — чтобы поддержать его, чтобы он смог получить образование и сделать карьеру. Однако возлюбленный её предаёт. Из ревности Донсок пытается убить изменника, она лишь ранит его ножом, однако девушку сажают в тюрьму за покушение на убийство. Я полагаю, что Донсок не столько покушается на неверного мужчину, сколько пытается отомстить миру за то, что он к ней был так несправедлив. Думаю, именно поэтому песня стала такой популярной: на этот сюжет был сначала написан роман, затем по нему сняли фильм. И образ Донсок — в каком-то смысле это образ любой женщины поколения моей матери, все они ощутили на себе несправедливость этого мира — они всегда были на вторых ролях, не могли учиться, много и тяжело работали, даже если они чего-то добивались в жизни — это стоило невероятных усилий, им приходилось бороться за то, что мужчинам доставалось даром. И на моей картине лицо Донсок скрыто её длинными волосами, зато мы видим горящие гневом глаза, которыми она смотрит на мир, который её так обидел.

Кам Минкён. Ноль часов, 2022
Бумага, карандаш, 900 × 440 см

Вторая картина называется «Ноль часов» — это мои размышления о том, какой была жизнь во времена моего детства, и какова моя жизнь сейчас. Здесь я почти дух, который витает над землей и смотрит на неё сверху. Третья работа, «Волна», напоминает и изгиб пениса, и поток воды, который несёт множество людей. Поскольку работа создавалась по заказу Пусанской биеннале, этот образ — отсылка к её теме 2022 года: «Мы — на волне». И мне интересно, куда этот поток несёт нас? Тем не менее, я не нашла ответа даже для себя. Эти три изображение составляют единое целое, они составлены в треугольник в пространстве выставочного зала, который обращен к зрителю портретом Донсок.

Кам Минкён. Волна, 2022
Смешанная техника, 200 × 196 см

Иностранцы наверняка этого не замечают, но корейские художники сразу видят, что моё творчество очень пусанское. Дело в том, что местные легко определяют, откуда художник — из Сеула или из Пусана. В частности, сеульцы предпочитают абстрактные полотна, продолжая традицию монохромной живописи семидесятых — тансэкхва. А вот пусанцы создают фигуративные произведения, активно используют образы собственного города или региона, и они гораздо больше увлечены социальными темами, критикуют власть, протестуют против несправедливости. Я, конечно, не слишком ярый критик нынешнего строя, однако социальная тематика моих работ очевидна. Например, когда я на какое-то время забросила городские пейзажи и начала рисовать людей, то много изображала фрагменты человеческих тел — сгибы коленей или локтей, или, например, часть пятки, живота или сплетённых ног — это были мои размышления о деформации сегодняшнего мира, о том, что нынешняя жизнь искажает нашу телесность: легко заметить, что конечности на рисунках странно удлинены или изогнуты, пропорции искажены. Эти работы с частями тела очень большие, и когда смотришь на них вблизи, они тоже превращаются в какой-то странный пейзаж.