Живопись

Иван Плющ: «И всё это время живопись живее всех живых»

Художник Иван Плющ долгое время не интересовался технологическими реалиями, будущим искусственного интеллекта и вопросами цифрового бессмертия, но в какой‑то момент обнаружил, что через экраны мы уходим всё дальше по этому пути, и попытался перевести речь холодной и мертвой машины на язык самого теплого и живого медиа — живописи. Об этом художник рассказал накануне открытия своей персональной выставки в Московском музее современного искусства

№ 4 (619) / 2021

Иван Плющ

Художник, выпускник Санкт-Петербургского художественного училища им. Н. К. Рериха и Санкт-Петербургской Государственной Художественно-промышленной Академии им. В. И. Мухиной. Один из основателей и лидеров группы «Непокоренные» (с 2006), неоднократный участник Молодежных биеннале, участник Параллельной программы «Манифеста 10» (Санкт-Петербург, 2015), участник и организатор многочисленных проектов современного искусства

Иван Плющ. После тебя, 2020
Холст, масло. 80 × 85 см
Живопись сегодня воспринимается постоянным анахронизмом: каждой эпохе кажется, что в конкуренции с другими медиа, визуальными технологиями и средствами она устарела и принадлежит предыдущему моменту времени, отсюда ставшие привычными высказывания о её смерти или невозможности преодоления старых шаблонов. При этом с ней по‑прежнему благополучно работают многие художники и в России, и на мировой сцене. Очевидно, что картина — это самый удобный и надежный коммерческий формат, и всё же настойчивость живописи как пластического языка, способа проявлять смыслы, ощущается вне зависимости от рыночных механизмов. Что ты об этом думаешь?

Я думаю, что если брать совсем уж наше время, живопись оказывается самым человечным, самым тактильным медиа в эпоху, которая настойчиво навязывает нам нечто совсем нечеловеческое, машинное, экранное, мертвое и холодное. Поэтому, мне кажется, живопись обретает новое дыхание, и сегодняшняя её актуальность высока. Живописная картинка немножко напоминает нам экран в другую реальность, — а ведь в пандемийное время мы привыкли все считывать с экрана, — но это экран рукотворный: мы не контактируем с ним физически, но переживаем его тактильность, видим мазки краски, чувствуем запах. Мне интересная эта новая функция живописи — рукотворного экрана в другую реальность. При этом свою выставочную деятельность я отсчитываю с 2007 года, и всё это время я слышу о смерти живописи. И всё это время она живее всех живых. И мне не очень нравится, когда говорят, что это просто самый коммерчески удобный формат. Да, её удобно хранить, транспортировать.

Иван Плющ. Реальность видится через распознавание символов и биомов сигментации (рекурсивность), 2021
Холст, масло. 180 × 180 см
Опять же, традиционная иерархия, где, условно, тиражное искусство помещается ниже, чем живопись, которая производит уникальные объекты, своего рода авторские «реликвии».

Да, с этим я соглашусь. Но не бывает же, как мы знаем, коммерческого и некоммерческого искусства. Это искусственное разделение. Оно все одновременно коммерческое и некоммерческое. Поэтому когда у меня появляется идея, я просто выбираю из нескольких своих любимых медиа то, которое мне кажется наиболее адекватным для темы.

Живопись оказывается самым человечным, самым тактильным медиа в эпоху, которая настойчиво навязывает нам нечто совсем нечеловеческое, машинное, экранное, мертвое и холодное

Я согласен с тобой, что живопись сегодня воспринимается как источник подлинности, поскольку несет в себе прикосновение художника. Как буквальный след и как индексальный знак картина сохраняет непосредственную связь с телом, сопричастность ему.

Да, телесность искусства всё‑таки никуда не денется, потому что человек телесен и никогда не откажется от своей телесности. Может это прозвучит наивно, но одним из самых важных переживаний для меня стала выставка Малевича в Русском музее. До того момента я видел его произведения в книжках и каталогах, может, одну-две работы на сборных выставках, и думал, что всё про него знаю и понимаю. Что для Малевича достаточно увидеть репродукцию и прочитать комментарий. А на этой огромной выставке я просто растворился. Это очень волнующее ощущение, когда ты стоишь перед картиной и просто не в силах никуда от неё уйти. Меня поразила именно телесность его работ из крестьянских циклов, ощущение контакта с материей. Мне тогда было лет семнадцать, но сейчас я об этом вспомнил. Мне кажется, что от таких мощных переживаний человеку просто невозможно отказаться.

Иван Плющ. Загрузка сознания в будущее без страхов и страданий (трансгуманизм), 2021
Холст, масло. 180 × 180 см
Мне кажется, в разговоре о живописи важно затронуть вопрос образования, поскольку в нашей стране существует пускай отчасти оцепеневшая, отчасти руинированная, но все же действующая академическая система преподавания живописи. Многие современные художники прошли через неё, и многие из них пытаются так или иначе отрефлексировать свой опыт — пользуются техническими навыками или, наоборот, этот опыт вдохновляет их на протестные жесты. Как видно, многие художники идут получать дополнительное образование в школы современного искусства, в Москве это главным образом ИПСИ, Свободные мастерские, База, в твоём случае это был «Про Арте», верно?

Когда я пришёл в «Про Арте», показал свои работы, мне сказали, что с удовольствием взяли бы меня, но я опоздал на три дня. В итоге, я стал вольнослушателем и ходил туда почти каждый день. У них стояли телевизоры и было бесконечное число видеокассет с лекциями известных кураторов и художников. Я часами сидел в одиночестве и их смотрел — это сыграло огромную роль в моей жизни, поэтому я очень благодарен «Про Арте».

Второй важный для меня момент — моя жена Ира поехала на полгода по обмену в Германию. Она в Берлине училась, а я тусил. Естественно ходил по музеям, галереям, заходил к ней и смотрел, что и как делают студенты, и мой кругозор существенно изменился.

Иван Плющ. Объединение всех миров, 2019
Холст, масло, акрил. 200 × 150 см

Возвращаясь к твоему вопросу: у нас готовят ремесленников и не учат думать, поэтому из всех классических учебных заведений выходят хорошие профессионалы, которые могут нарисовать что угодно в любой манере. Точнее — в той манере, в которой их научили. Например, в Репе есть понятие «мыльниковцы» — все одинаковые, все такие же как Андрей Мыльников, который их учил. Но вообще‑то у нас и в школах современного искусства то же самое. Разница в системе преподавания еще и та, что в Европе преподают действующие художники, которые выставляются, реализуют свои проекты. Например, в Берлине Ира училась у известного художника, а в России 99 % преподавательского состава — только преподают, в лучшем случае представляют одну картинку в Союзе художников для галочки. Они находятся в своём преподавательском космосе и не знают, что происходит вообще в искусстве — это такой дикий отрыв и такая нелепость! Так вот, когда я ходил к Ире в группу смотреть дипломников, меня поразило, какие они все разные. В одном углу стоит парень и работает над картиной четыре на пять, холст, масло, фигуратив. В десяти метрах от него сидит девочка с листами А3 и карандашом рисует бесконечные линии, ищет какую‑то гармонию между толщиной линии и шириной пропуска. И это два дипломника у одного преподавателя.

Они там первые два года учатся просто рисовать или лепить, зачем это никто не говорит, максимум преподаватель обсуждает со учениками технические моменты, а через пару лет он начинает вытаскивать из студента художника, спрашивать, что и зачем он рисует, заставляет аргументировать. Вот мальчик и девочка вместе рисовали один натюрморт, а через шесть-семь лет он — рисует батальные полотна, а она — занимается сухим концептуализмом. Выйдя из академии, они могут рассказать, что и зачем они делают. А в России выпускаются мастера, которые вообще не знают, зачем это все надо и почему они плюс-минус одинаково всё делают.

Иван Плющ. Коллекционер событий, 2019
Холст, масло, акрил. 120 × 80 см
Да, есть, конечно, очень вязкая инерция в этой системе и ощущение потерянности в альтернативной реальности, довольно условно связанной с окружающим миром. Своего рода эскапизм. Но, как мне видится, есть и историческая ценность, и потенциал в этой сохранившейся школе (не говоря о практике самодисциплины), ее ресурс нужно суметь актуализировать. Есть интересные примеры: в Суриковке существует мастерские Павла Никонова (среди выпускников — Евгения Буравлева, Егор Плотников, Павел Отдельнов и другие), Айдан Салаховой, а в Строгановке преподают Олег Татаринцев, Егор Кошелев. Очень разные художники, разных поколений, и их педагогические интервенции в академическую систему уже приносят свои плоды.

Да, но видишь ли, сейчас 2021 год, а мы можем назвать единичные примеры. А в Питере вообще такого нет. В той же Мухе, например.

Я видел дипломные работы живописного отделения Репы и вспомнил показы, которые были, когда я только думал поступать: ничего не изменилось: «Солдат пришёл с войны» — в шинели, обнимает девочку, или какой-нибудь северный пейзаж и сидит бабка. 2021 год!

Это ведь и есть твоя альма-матер?

Я пошёл в Муху, потому что по сравнению с Репой там было более свободное и прогрессивное преподавание, как ни смешно это звучит в контексте нашего разговора. Я в этом году видел дипломные работы живописного отделения Репы и вспомнил показы, которые были, когда я только думал поступать: и знаешь, один-в‑один. Ничего не изменилось: «Солдат пришёл с войны» — в шинели, обнимает девочку, или какой‑нибудь северный пейзаж и сидит бабка. 2021 год. Это же просто фантастика, настоящая машина времени. Прошло столько лет, а они те же самые дипломы делают.

А вот в том, как ты работаешь сейчас, есть влияние Мухи, как ты думаешь?

Ты знаешь, мне, например, очень много дало понятие монументального в искусстве. Я не знал, что огромная картина может быть немонументальной, что размер на это не влияет. Еще технический инструментарий очень полезен: я знаю как использовать материалы, чем что можно заменить. У меня есть товарищи моего возраста, которые не умеют рисовать, а им это надо. У них есть ограничения, а хорошо, когда их нет. Необязательно уметь рисовать, чтобы быть художником. Но когда ты умеешь рисовать, твоя палитра больше. Если тебе понадобится — ты это можешь.

Иван Плющ. Равновесие бессмертия, 2019
Холст, масло, акрил. 250 × 180 см
Здесь мне хотелось бы обратиться к твоему художественному миру, который очень узнаваемый и очень, я бы сказал, тревожный. В нем есть ощущение исчезновения и утраты. И мне кажется, что это интересно сопрягается с тем, как сегодня живопись работает с памятью. Многие современные художники выбирают именно этот медиум для размышления о травме и утрате, об истории, зачастую в диалоге с фотографией, исследуют сбои в архивной логике — из знаменитых авторов это Рихтер, Люк Тюйманс. Как ты на это смотришь?

Для меня эта история из детства. Тогда я был совершенно нелюдим, ни с кем не играл во дворе, разве что ходил в школу, а всё остальное время проводил дома, в своём мире, потом подростком рисовал что‑то в одиночестве. При этом у меня всегда было желание социального взаимодействия. Я не могу сказать, что боялся людей, но всё же совершенно осознанно закрывался и отказывался от общения с ними. Поэтому у меня появляется персонаж, который оказывается внутри какого‑то события, но не может в нем закрепиться, удержаться, он на наших глазах как бы исчезает с картины. Кроме того, меня с детства беспокоило ощущение времени: почему один день кажется бесконечно долгим, другой очень коротким. Поэтому я с самого детства ношу часы, часто смотрю на них, полчаса прошло или десять минут.

Иван Плющ. Невозможность полета, 2019
Холст, масло, акрил. 200 × 150 см
Сверяешься с пульсом действительности?

Да, потом на это наложились размышления об историческом времени: я родился в 1981‑м и своё детство провел в Советском союзе, потом он превратился в другую страну, но та старая реальность какими‑то кодами все же проникла в новую молодую реальность. Сейчас мы успели пожить по сути в трех странах, но она по‑прежнему здесь.

Как только люди забыли про Советский союз, начался новый Советский союз. Память сыграла с людьми злую шутку: они вспоминают свою молодость, прекрасное лично для них время, и память очищает его от любого негатива. Люди рады спрятаться в прошлом, потому что оно кажется безопасным

Я недавно думал о том, что семьдесят лет Советский союз был закрытой страной, потом был небольшой промежуток открытости, но потом закрытость вернулась очень быстро, и люди как будто мгновенно забыли про этот промежуток и начали чувствовать себя спокойно в закрытой системе. Они очень быстро согласились на эту ситуацию. Это очень сильно пугает. Почему снимают фильмы про войну? Потому что как только люди забывают прошлую войну, начинается новая. То есть идёт непрерывный процесс забывания. И как только люди забыли про Советский союз, начался новый Советский союз. Память сыграла с людьми злую шутку: они вспоминают свою молодость, прекрасное лично для них время, и память очищает его от любого негатива. Поэтому приятное и доброе дрочилово на все советское так сегодня востребовано. Я так зло об этом говорю, потому что перемалывание этого советского приводит к подмене смысла. И люди рады спрятаться в прошлом, потому что оно кажется безопасным. Небольшого промежутка новой России хватило, чтобы забыть про Россию советскую. Пугает, как быстро люди соглашаются с тем, что мы находимся на другой планете. Причем не просто люди, но культура и искусство. И для меня оказалась важной темой вот эта память перехода общества из одного состояния в другое.

Иван Плющ. После религии, 2020
Холст, масло. 100 × 100 см
Да, желание зафиксировать ситуацию, запечатлеть этот большой обряд перехода. Примечательно в связи с этим, что средства массовой информации с их оптическим шумом явно или косвенно всегда присутствуют в твоих работах.

Да, потому что я довольно странно переживаю количество информации, которое нам сейчас стало доступно. Был период времени когда я массу времени проводил в фейсбуке, а потом начал беречь своё время, концентрацию, потому что это важная проблема — размазывания внимания по информационному полю и отсутствие фокусировки. Это важный маркер нашего времени — соскальзывание со всего. Еще важный момент — чужие желания. Отсюда у меня появляется красная ковровая дорожка — символ успеха, достижений, куда тебя выталкивает социум, навязывая тебе чужие желания, которые ведут в никуда, именно потому что они чужие. Для меня важна постоянная деформация персонажа, его исчезновение на наших глазах — это образ нашего времени и суть его взаимодействия с социумом.

Если с высоты птичьего полёта посмотреть на сегодняшнюю российскую живопись, можно заметить, что у многих художников она становится частью инструментария для исследования. Например, у Паши Отдельнова живопись выступает таким отчуждающим взгляд фильтром, который позволяет ему изучать недавнюю историю его родного промышленного города Дзержинска или секретных атомных лабораторий Южного Урала. У Ивана Новикова беспредметная живопись, выполненная с использованием природной стихии, например, дождевой воды, — это элемент его тонких инсталляций-ребусов, которые затрагивают огромные пласты политической истории Юго-Восточной Азии. В твоём проекте об искусственном интеллекте и машинном взгляде ты ведь тоже заходишь на территорию исследования. В наши времена, когда во всем мире многократно усиливается цифрой контроль, а приватная сфера растворилась в социальных сетях и бюрократических системах больших данных, это очень насущно.

Да, но видишь ли с искусственным интеллектом так получилось, что процесс исследования занял у меня два года, поскольку я в детстве не особенно погружался в технические вещи, например, никогда не играл в компьютерные игры. Мне, как в фильме «Даун Хаус», таблетки не нужны, у меня и так всё очень цветное. То есть мне хватало собственной реальности и собственного воображения. И прыгать в придуманную для меня реальность компьютерную реальность мне казалось совершенно неинтересным. Однако как‑то мы с Димой Озерковым ехали на машине из Питера в Москву, и Дима в своей обычной манере заявил, что нет больше никакого искусства, теперь искусственный интеллект — это всё. Он любит такое безапелляционно заявлять. Мы проспорили часов шесть на эту тему, ну, мне и стало интересно, что это за новая такая технология. С тех пор я начал думать, как использовать искусственный интеллект, как он влияет на нас, а он ведь влияет на нас. Есть, например, мнение, что такими как машина видит нас сегодня, мы будем видеть себя сами через пять-семь лет.

Иван Плющ. После порно, 2020
Холст, масло. 180 × 180 см
Фридрих Киттлер, немецкий медиатеоретик, писал, что не машина адаптируется к нам, а мы к машине.

Да. И поэтому, собственно, мне стало очень интересно поработать с искусственным интеллектом. Я нашел форму исследования машинного зрения, машинного взгляда без какого‑либо чувственного опыта. Получился холодный взгляд на понятия, которые мне кажутся самыми важными в жизни человека, — религия, война, секс. Вообще, мне кажется наше время прекрасно и отвратительно одновременно, поскольку мы живем в эпоху реальных перемен, когда каждый день мы просыпаемся в новом мире. Технологии тянут за собой политику, политика — технологии. Тот канонический образ мира, который мы привыкли видеть в золотой рамке, — его больше нет, но мы пока не понимаем, во что всё превратилось. Мы переживаем пограничное состояние, буквально не выходим из него, что будет завтра не знает никто. Поэтому мой проект об искусственном интеллекте логично продолжает те работы, которые у меня были посвящены возможному бессмертию. Учитывая технологический прогресс, до пандемии мы думали, что наш сытый и почти безопасный мир вроде бы подошел к следующему шагу — давайте жить вечно, поскольку именно это основной вопрос, волнующий человечество. К тому же медицина говорила нам, что вечно пока нельзя, но сорок-пятьдесят дополнительных лет — без проблем. Конечно, это бы повлекло важнейшие социальные изменения, например, в институте семьи. Мне было это очень интересно, я сделал три проекта на эту тему — в Хьюстоне, Нижнем Новгороде и в Будапеште. И вот мы обсуждаем, что будем жить пусть не вечно, но на пятьдесят лет дольше, после этого наступает какая‑то зараза, и всё — мир закрывается. Приехали. Получается, что мы накопили технических достижений и захотели прыгнуть выше головы, но всё очень быстро схлопывается, толерантность сыпется, границы закрываются, и наступает новое средневековье. После всех эти рассуждений о вечной жизни, изучения вариантов, оказывается, что единственная форма бессмертия, которое вообще возможна — это цифровые кладбища. К цифровому бессмертию много вопросов, например, насколько быстро оно может схлопнуться, как сгоревшая материнская плата в компьютере. Тем не менее, проект про искусственный интеллект логично продолжает то, что я делал прежде.

Иван Плющ. После дома, 2020
Холст, масло. 180 × 180 см
Возвращаясь к живописи, то есть языку, который ты используешь, работая с этой темой, мне кажется любопытным отметить, что ты конструируешь образ посредством аннигиляции образа, через стирание и отсутствие. Это иконоборческий, если угодно, жест — картина, которая вот-вот самоуничтожится.

Да, именно. На грани исчезновения.

При этом ты предлагаешь нам точку зрения искусственного интеллекта, цифровой контент, но переводишь его в максимально человеческую форму, в живописную материю.

Да. Максимально нечеловеческое, что есть в нашем мире, я перевожу в максимально человеческое, максимально тактильное медиа.

К цифровому бессмертию много вопросов, например, насколько быстро оно может схлопнуться, как сгоревшая материнская плата в компьютере

В этом есть критический импульс, ты явно не являешься апологетом цифрового ресурса вечной молодости, счастья и утопии.

Ну, да, я не верю, что искусственный интеллект заменит нам друга, однако, как ты правильно сказал, мы подстраиваемся под машину, а не машина под нас. Человек слаб, и я думаю, а не настанет ли день, когда человек согласится на суррогат, либо когда ему будет лень, либо когда суррогат достигнет того необходимого минимума, что он сможет удовлетворить человеческие потребности? Наступит или нет тот момент, когда человек откажется от телесности? Для меня это очень интересный вопрос.

Иван Плющ. После войны, 2020
Холст, масло. 180 × 180 см
Тут интересно вспомнить эсхатологические представления о телесном воскрешении, важные, к примеру, в авраамической традиции — тело утрачивается при смерти, но должно вернуться в конце времен, соединиться с душой во время Судного дня. Понятно, что это можно спекулятивно соотнести со всевозможными футорологическими размышлениями, но здесь, мне кажется, следует обратить внимание на идею возвращения к персональному телесному и ментальному опыту, ответственности за него и, конечно, стоит помнить, что невозможно убежать от себя.

Да, у меня есть критика современного миропорядка. Подавляющее большинство людей недовольны своей жизнью. И это потому, что они проживают свою жизнь в соответствии с чужими желаниями. Почему так популярны сериалы — потому что они дают возможность выйти в чужую реальность и прожить чужую жизнь, а то время как своя находится где‑то на заднем плане.

А ты не предлагаешь им прожить жизнь Ивана Плюща?

Я предлагаю им посмотреть на мир моими глазами. Если у них получится, они увидят реальность иначе, прочувствуют какие‑то мои мысли.