Концепцию европейской живописи на долгие века определил Альберти: картина — это окно в пейзаж, по этим законам её следует создавать и по этим же воспринимать. Другой традиционный подход касается сакральных образов: икона — это тоже окно, но не в реальный пейзаж, а в горний мир, туда, куда человеку до поры до времени можно только заглянуть.
Это описано, например, у Павла Флоренского. Ещё один вариант окна возник сравнительно недавно — это экран, проход в цифровую реальность. Однако многие художники подозревают, что эта реальность поддельная, и категорически не хотят туда идти. В этой ситуации живопись становится последним оплотом человеческого, способом зацепиться за вещественный, настоящий мир, формой сопротивления виртуальному.
Получается, что живопись — это медиа, которое оформляет, скрепляет наши отношения с реальностью, как подписанный на бумаге договор. Однако проблема, кажется, в том, что мы уже не знаем, что такое реальность и как нам с ней быть.
Для чтения используйте просмотрщик PDF — навигационное меню при наведении сверху просмотрового окна. После одного нажатия на кнопку «след.страница» или «предыдущая страница» можно листать страницы пробелом. В случае возникновения технических проблемм, можете связаться с нами по телефону: +7(926)644−87−76
iskusstvo_N4−2021_pc_z
На обложке:
Эрик Булатов
Дверь
2009—11
Холст, масло, 210 × 150 см
Коллекция Н. Годзиной