«Искусство» — № 6 (579), 2011
Поднебесная: китайская грамота
Китай издревле служит синонимом чего-то малопостижимого и закрытого, «вещи в себе», китайское современное искусство в таком случае «вещь в себе» в квадрате. Попытки найти ему место во всемирном контексте произвели на свет изощрённую иерархию видов и жанров, охватить которую беглым взглядом западного человека — нечего и пытаться. В поисках кратчайшей дороги в Китай скорее можно открыть Америку, а он всё останется той же terra incognita. Наш журнал, пытаясь хотя бы приоткрыть Поднебесную для себя и для читателей, проделал схожее путешествие. Рассудив, что наиболее правильным было бы обратиться за сведениями о Китае к самим китайцам, мы прибегли к помощи зарубежного тёзки — первого англоязычного профильного журнала Yishu: Journal of Contemporary Chinese Art («Ишу» и значит «искусство»), который с 2002 года издаётся в Канаде. И вряд ли смогли бы найти взгляд адекватнее — погружённый и отстранённый разом.
На обложке:
Цзэн Фаньчжи. Серия «Маски». № 5, 1998. Холст, масло. Изображение предоставлено «Сотбис Гонконг»