Казань

,

Архитектура

,

Выставки

,

Инсталляция

Храмы искусств как светомузыкальные залы: от Александра Скрябина до Сергея Зорина

Много говорят и пишут, что в середины XIX века художники увлеклись синтезом искусства, с подачи Рихарда Вагнера стало повсеместно использоваться понятие gesamtkunstwerk, а в современном искусстве самые интересные произведения представляют собой тотальные инсталляции. На самом деле эта традиция гораздо более давняя: какое важное произведение в истории искусства не возьми — античную виллу, византийский храм или садово-парковый ансамбль эпохи Ренессанса — всё это смело можно назвать тотальной инсталляцией. И разные искусства в них прекрасно соединяются, причём не только скульптура, архитектура и живопись, но и свет, и звук — разноцветие витражей, литургическое пение, светское музицирование, в конце концов, шум фонтана или гудение насекомых, и даже запах — во время богослужений курились благовония, во дворцах пахло духами.

Тем не менее, если посмотреть на такие тотальные инсталляции в российско-советском искусстве ХХ века, можно обнаружить особую традицию, которая начинается в творчестве Скрябина и продолжается в свето-музыкальных опытах художников, которые, в той или иной степени наследовали и развивали его идеи. Все они по сути проектировали храмовые пространства, где искусство должно было возвысить человеческий дух до тех пределов, где он сможет встретиться с чем-то, что больше его. При этом художники проектировали не только архитектуру таких пространств, но и писали для них светомузыкальные композиции — в этих залах должен был реализоваться подлинный синтез искусств. Понятно, что почти все подобные проекты остались нереализованными или реализованными совсем не так, как мечталось их авторам.

Тем не менее, казанский Фонд «Про­метей» им. Булата Га­леева составил подборку таких проектов и, бол­ее того, вместе с архитектурным агентством Михаила Корси создал маке­ты этих воображаемых храмов — так что мы можем представить, как они должны были выглядеть в простран­стве. Ну, а наш журнал совместно с Фондом сделал виртуальную версию выставки — специально для тех, кто не доехал этим летом до Казани и не увидел новое помещение «Прометея» в центре современной культуры «Смена». А заодно из выставочных текстов можно узнать, какого рода выставки проводит фонд и почему туда стоит ехать.

Анастасия Максимова, директор Фонда «Прометей»:

Композитор Александр Скрябин некогда надеялся преобразовать мир силой гармоничных синтетических произведений — мистерий, объединяющих танец, лицедейство, декламацию, музыку и звуки, запахи и архитектуру. Решение подобной сверхзадачи требовало сверхсредств: активизации зрителя, уничтожения рампы — вплоть до слияния «сцены» с природой и особое пространство — некий Сияющий Храм. В его видении это не каменно-однообразное, а постоянно меняющееся здание с «текучей», как музыка, архитектурой. Последователи Скрябина — Григорий Гидони, Евгений Мурзин, Булат Галеев, Флориан Юрьев и Сергей Зорин — со своих позиций пытались приблизиться к этой прекрасной мечте, шаг за шагом расширяя возможности синтеза искусств в проектах своих светомузыкальных залов, собственных «сияющих храмов».

Представленные нами макеты позволяют визуально проследить развитие идей синтеза искусств (на примере частного случая синтеза света и музыки) от философско-утопичных до инженерно-продуманных. Временные границы этих проектов охватывают столетний период, это четыре поколения инженеров и художников, что говорит о преемственности и эволюции скрябинского визионерства. Во всех макетах присутствует куполообразная форма — безусловно, она имеет практическое значение, но также сохраняет все традиционные ассоциации с категорией «духовного» и «небесного». Кроме того, в макетах обнаруживаются истоки появления в России аудиовизуального, кинетического, технологического искусства, медиаарта, светомузыкальных установок, электронной музыки, цифрового искусства, а также «живой» архитектуры.

«Храм Мистерии» А. Н. Скрябина

«Храм Мистерии» А. Н. Скрябина

Александр Николаевич Скрябин (1872−1915), русский композитор и пианист, философ и поэт, считал своей целью духовное обновление человечества. Ведь человечество, по Скрябину, пребывает в полусне, не ведая об истинном облике мира и о своем месте в нем: «…мы не знаем многих своих скрытых возможностей. Это дремлющие силы, и их надо вызвать к жизни». Стряхнуть покров Иллюзии способна только музыка, и музыка Скрябина — утонченно-изысканная, тревожная и сложная, — отражает философские идеи композитора: в его «Божественной поэме» и «Поэме экстаза» возникает идея странствий Духа в мирах свободного творчества. Скрябин рассуждает о «соборном искусстве» и о «храмовом действе», способном спасти человечество, которое стоит у роковой черты самоуничтожения. И именно музыка, реализованная в форме Мистерии, способна пробудить божественные энергии.

В 1906 году Скрябин делает набросок храма Мистерии и сообщает друзьям, каким он видит это здание: «В далекой Индии, на берегу зачарованного озера, из драгоценных камней, фимиамов и красок заката должен быть построен храм для исполнения Мистерии, …в небе над Гималаями зазвенят мистические колокола, и на их зов все населяющие Землю народы пойдут в Индию, чтобы принять участие в исполнении величественной симфонии Преображения. В грандиозном синтезе сольются звук и свет, ласки и ароматы, танцы и шествия, мыслеобразы и „воображаемые звуки“». На седьмой день исполнения Мистерии объединенная мощь ментального поля мыслящих существ должна была пробить экран Иллюзии и вырваться в небо сияющим вихрем неуничтожимой и бессмертной мыслящей энергии. Композитор развивал и дополнял свои мистериальные идеи в более поздних произведениях и записях. Так, в 1910 году Скрябин написал симфоническую «Поэму огня», которая — первой в истории — включала в себя в себя партию света («Luce»), а позже в комментариях он говорит о том, что его Мистерии должны исполняться в здании с «текучей» архитектурой, где должен реализоваться синтез всех искусств (А. Максимова).

«Светопамятник Революции» Г. Гидони

«Светопамятник Революции» Г. Гидони

Ленинградский художник и искусствовед, эстетик и изобретатель Григорий Иосифович Гидони (1895−1937) продолжил разрабатывать идеи А. Н. Скрябина, опираясь на собственную концепцию «Нового искусства света и цвета». Обновление искусства посредством электричества соответствовало запросам советского народа и ленинскому лозунгу: «Коммунизм есть советская власть + электрификация всей страны», всё это означало появление светотеатров, светомузыки, светоживописи, светодекламации и световой архитектуры.

В 1920-х годах Гидони получает патенты на собственные изобретения — «светооркестр», «приспособление для получения световых декораций на прозрачном экране», «распределительный пульт», и начинает проводить первые светоконцерты в Ленинграде. Он пишет: «Старая живопись умерла — да здравствует новая живопись! Великое новое искусство Света и Цвета, одновременно и несущее синтез всех искусств, и открывающее новую эру в культуре человечества… Родиться это Искусство могло лишь в век электрической лампы». К 10-летию Октябрьской революции Гидони готовит макет грандиозного сооружения, которое должно было стать настоящим храмом Нового искусства, — гигантский полупрозрачный глобус, держащийся на серпе, молоте и шестерне, мыслился как концертный зал на две тысячи зрителей; построить его предлагалось к Всемирной электротехнической выставке, планируемой на Марсовом поле в 1929 году. Макет осматривают и остаются довольны члены ЦИК — Луначарский, Киров, Куйбышев и, возможно, Сталин. Снимок будущего памятника печатают в «Огоньке, и макет выставляют в Таврическом дворце. Тем не менее, после экспертизы профессиональных архитекторов и инженеров постройку признали нереализуемой.

Следующий, более реалистичный вариант светотеатра Г. И. Гидони представил в мае 1928 года — эскиз был напечатан на программке Первого вечера искусства света и цвета в Конференц-зале Академии наук в Ленинграде. Вечер был посвящен памяти Доменико Эль Греко и Александра Скрябина и включал не только светомузыкальные произведения, но и светодекламацию, и даже светохореографию. Казалось, план был близок к реализации, но в 1933 году Гидони оказывается арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии, он умирает в заключении, предположительно, в 1937 году.

Макет «Светопамятника» был разрушен во время блокады Ленинграда, но затем в 1987 году был реконструирован в Казани сотрудниками СКБ «Прометей» для выставки «Пространство-время-искусство» по сохранившейся фотографии из «Огонька», до 1991 года его можно было увидеть в музее светомузыки в Казани. Время и неподходящие условия хранения существенно повредили макет, повторную реконструкцию «Прометею» удалось провести в 2017 году для выставки Парижского музея архитектуры «Глобусы. Архитектура и наука исследуют мир» (А. Максимова).

Зал цветомузыки Е. А. Мурзина

Зал светомузыки Е. А. Мурзина

Военный инженер, конструктор, разрабатывавший советские системы наведения ПВО и наземной разведки Евгений Александрович Мурзин (1914−1970), с конца 30-х годов был увлечен идеей синтеза звука и света. Параллельно с основной работой он создает проект зала цветомузыки и публикует его в журнале «Техника молодежи» в 1965 году. Через три года изобретателю даже удаётся реализовать его в Мемориальном музее А. Н. Скрябина в Москве — зал был оснащен проекционной, световой и звуковоспроизводящей аппаратурой, первые концерты прошли в конце 1960-х годов. Зал имел сферические стены, которые создавали ощущение перспективы и пространства. На них проецировались световые и цветовые фоны, изображения со слайдов.

Музыкальный материал для светоконцертов создавался на уникальном фотооптическом синтезаторе. Этот инструмент разработал и сконструировал в 1958 году сам Е. А. Мурзин и назвал его «АНС», то есть аббревиатурой из инициалов «первого в мире светомузыканта» Александра Николаевича Скрябина. Уникальность синтезатора — в возможности многоголосия, каждая октава включает строй из 72 звуков и может воспроизводить тембры всех музыкальных и электронных инструментов, шумов природы и голоса человека. Игра на инструменте соединяет в себе сразу три функции: сочинение, запись и исполнение, а принцип его действия основан на методе оптической записи звука.

В 1966 году в том же музее Скрябина Мурзин основывает Московскую экспериментальную студию электронной музыки, где работают ведущие советские композиторы второй половины XX века — Петр Мещанинов, Эдуард Артемьев, Альфред Шнитке, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Станислав Крейчи, Александр Немтин. Именно в этой студии и в этом зале цветомузыки были записаны саундтреки к фильмам А. Тарковского «Сталкер», «Солярис» и «Зеркало» (Э. Артемьев), мультфильму «Маугли» (С. Губайдуллина), научно-популярным фильмам «Космос» (Э. Артемьев, С. Крейчи) и многим другим.

После смерти Е. А. Мурзина в 1970 году студия была закрыта, а зал цветомузыки разобран, в первую очередь, поскольку Мурзин не вырастил учеников, которые бы смогли продолжить сочинять музыку на фотооптическом синтезаторе. Тем не менее, «АНС» сейчас находится в рабочем состоянии в коллекции Государственного музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки в Москве (А. Максимова).

Зал светомузыки для Татарской филармонии Б. Галеева и М. Агишева

Зал светомузыки для Татарской филармонии Б. Галеева и М. Агишева

Булат Махмудович Галеев (1940−2009) — доктор философских наук, пионер советского медиаискусства, руководитель студенческого конструкторского бюро «Прометей» при Казанском авиационном институте им. А. Н. Туполева, автор многочисленных теоретических работ по проблемам светомузыки, синтеза искусств, синестезии.

СКБ «Прометей» был образован в 1962 году как раз для исследований в области светомузыки и синестезии. В декабре 1966 года участники КБ провели первый семинар «Теория и практика видимой музыки», с тех пор конференция «Свет и звук» устраивалась регулярно, сформировав сообщество музыкантов, инженеров и художников, работавших на стыке искусств. Идеи Скрябина о «текучей» и «светящейся» архитектуре легли с основу ряда проектов СКБ «Прометей», например, «Малиновый звон» в звоннице Спасской башни Казанского кремля (1967) или световая подсветка казанского цирка (1968).

В конце 1960-х казанские архитекторы, проектировавшие зал светомузыки для Татарской филармонии (автором проекта был архитектор М. Агишев), обратились в «Прометей», и Булата Галеева чрезвычайно вдохновила возможность оборудовать зал эллипсовидной формы, как раз такой, о котором мечтал Скрябин. Студенты конструкторского бюро начали разрабатывать для него светомузыкальную и акустическую аппаратуру, отталкиваясь от идей скрябинской Мистерии. По замыслам композитора, звук должен был иметь «неземное звучание» и свободно перемещаться в пространстве. Чтобы достичь этого эффекта участники «Прометея» сконструировали 30-канальную установку «пространственного звука» и с успехом представили её в 1974 году на ВДНХ. Тем не менее, проект зала светомузыки для Татарской филармонии так никогда и не был реализован.

Удалось оборудовать гораздо более скромный зал светомузыки — прямоугольной формы, зато оснащенный светопроекционной и акустической аппаратурой. Проект был поддержан Обкомом комсомола, и зал разместился в здании Молодежного центра Казани, проработав там с 1975 по 1991 года, в нём проводились аудиовизуальные перформансы, эксперименты с электронной музыкой и многоканальным пространственным звуком. Тем не менее, в начале 1990-х здание Молодежного центра передали банку, а зал демонтировали. Потом энтузиасты пытались возродить его в здании радиофакультета Казанского авиационного института до тех пор, пока в 2004 году в нем из-за пожара были повреждены электрические сети и часть оборудования. Мечтой о собственном светомузыкальном Храме коллектив «Прометея» живет и сегодня (Я. Пруденко, А. Максимова).

«Светотеатр» Флориана Юрьева

«Светотеатр» Ф. Юрьева

Флориан Ильич Юрьев (1929−2021) — советский и украинский художник, архитектор, композитор и скрипичный мастер. Еще в художественном училище Юрьев начал писать абстрактные картины и создавать музыкальные произведения, воплощавшие его опыт синестетического восприятия. После училища Юрьев поступил на архитектурный факультет Киевского художественного института, а окончив его, работал в проектном институте, параллельно продолжая светомузыкальные эксперименты: рисовал картины по музыкальным произведениям, снимал цветомузыкальные фильмы, проектировал зал для светотеатра. Также Юрьев написал книгу «Музыка света», где представил систему цветомузыкальных тональностей и изложил свою концепцию, согласно которой светомузыку следует исполнять в полной тишине, «не паразитируя» на музыке звуковой.

Со временем Юрьев начал выступать публично, в основном, на концертах-квартирниках, играл он на светомузыкальном инструменте собственной разработки. Однако одно из таких выступлений — в редакции издательства «Техніка» — закончилось плохо. Кто-то из слушателей обвинил музыканта в «абстракционизме», после чего его цветомузыкальные фильмы запретили к просмотру, а картины снимали с выставок.

Зал для светотеатра, спроектированный Юрьевым в 1961 году, всё-таки был построен — в Киеве рядом со станцией метро Дзержинская (ныне — Лыбедская) и сохранился до сих пор. Его уникальная акустика позволяет услышать максимально полный диапазон частот человеческого голоса и музыкальных инструментов. Увы, ни одного концерта в нем так и не было проведено — после того, как Юрьеву запретили выступать, публичное исполнение музыки света стало невозможным. Светотеатр преобразовали в кино-лекционный зал Государственной республиканской научно-технической библиотеки (Я. Пруденко).

«Храм Солнца» Сергея Зорина

«Храм Солнца» С. Зорина

Сергей Михайлович Зорин (1944−2023) — светомузыкант, изобретатель, писатель, основатель и художественный руководитель «Оптического театра». Еще старшеклассником Зорин заинтересовался светомузыкой: прочитав книгу Константина Леонтьева «Музыка и цвет», он оставил мысль поступать в Киевский художественный институт и решил пойти работать слесарем на Полтавский электротехнический завод, чтобы узнать самые продвинутые технологии и с их помощью сконструировать «солнечный рояль», но также мечтая о создании целого «симфонического оркестра для глаз».

В 1969 году на конференции «Свет и музыка» в Казани С. М. Зорин представил «портативный инструмент светохудожника». Презентация произвела настоящий фурор: фотографии изобретения попали на обложку популярного журнала «Техника — молодежи», а сам инструмент был выставлен на ВДНХ в Москве. Успех открыл новые возможности: Зорин организовал и возглавил на полтавском заводе Лабораторию цветодинамических устройств, сблизился с группой «Движение», начал сотрудничать с Московской экспериментальной студией электронной музыки в Музее Скрябина. Вплоть до 2020 года С. М. Зорин активно принимал участие практически во всех научных форумах по светомузыке в Казани и поддерживал дружеские отношения с коллективом «Прометей».

В конце 1980-х Зорину представилась возможность создать тот самый «Оптический театр», идею которого он вынашивал с 1960-х. Первоначально театр расположился в Советском Фонде Рерихов в Москве и просуществовал там до 2008 года, собрав вокруг Зорина новых учеников и единомышленников. Еще один «Оптический театр» был построен под его руководством в Италии в городе Читта-делла-Пьеве.

В 2015 года «Оптический театр» переехал в село Владимирское Нижегородской области на озере Светлояр. Во всех вариантах театра светозрелища проецировались на плоскую поверхность, а объемное изображение создавалось за счет уникального оптического инструментария и продуманной подсветки нескольких, располагавшихся друг за другом полупросветных экранов на сцене (Я. Пруденко, А. Максимова).

«Здание Великой Утопии»: Посвящение Василию Кандинскому. Архитектор Михаил Корси

Макет «Здания Великой Утопии». Архитектор М. Корси

Василий Кандинский писал о созидательной гармонии всего сущего и единстве всех видов искусств, даже еще не созданных. «Здание Великой Утопии» московского архитектора Михаила Корси (род. в 1979 г.) отсылает нас к концепциям авангардиста и совмещает в себе рукотворное и нерукотворное, отражая единство природы и человека, симбиоз всего сущего на Земле и во Вселенной.

Архитектор предлагает соединить рукотворную архитектуру с природной естественной формой, созданной муравьями. Основой его проекта является оттиск внутренней формы муравейника со всеми «ходами» и «комнатами», представленный в гипотетическом масштабе, увеличенном в сотни раз и помещенный в символическое кольцо с идеальной формой круга в плане по наружному и волнообразной кольцевой формой по внутреннему контуру.

В результате получается сооружение общей высотой 400 метров и внешним диаметром основания 450 метров. Нижний ярус высотой 60 метров образует кольцевая купольная форма, несущая входную, распределительную и сервисную функции и подготавливающая посетителей к созерцанию мистического действия синтеза искусств в центральных пространствах «Здания Великой Утопии». Все залы центральной части соединяются горизонтальными и вертикальными переходами. В каждом зале происходит свое действие, переходы также наполнены как классическими и неклассическими, так и технологическими видами искусства: скульптурой и живописью, объектами виртуальной и дополненной реальности, звучащей музыкой.

В основании нижнего яруса-кольца размещаются реактивные двигатели, способные перемещать здание в любое место на Земле и во Вселенной, делая доступным высшие формы искусства в любой точке пространства. По мере создания новых видов и синтезов искусств проект предусматривает возможность достраивания новых выставочных пространств вверх путем добавления новых залов и переходов, следуя природному принципу и космическим законам (М. Корси).

Новое пространство Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» имени Б. Галеева
Казань, улица Бурхана Шахиди, 7