2000-е

,

2010-е

,

Видеоинсталляция

,

Звёзды

,

Инсталляция

,

Индия

,

Успех

Выбор критиков. Анна Арутюнова: Raqs Media Collective

В деятельности Raqs Media Collective едва ли есть что-то от традиционного понимания искусства, и даже по меркам современных практик, их «работы» — новаторские, сложно поддающиеся классификации или определению

№ 1 (584) / 2013

RAQs Media Collective

Коллектив, образованный в Нью-Дели в 1992 году тремя выпускниками исследовательского центра массовых коммуникаций университета Jamia Milia Islamia, Джибишем Багчи, Моникой Нарулой и Шуддчхбратом Сенгуптом. Наибольшую популярность группе принесли участия в крупных международных мероприятиях — от «Документы» и «Манифесты» (участники коллектива были сокураторами «Манифесты-7») до Венецианской биеннале

Raqs Media Collective. Бегство, 2009
Инсталляция с 27 часами, 4 видеопроекциями и саундтреком. Вид инсталляции в Frith Street Gallery, Лондон, 2009

Коллектив, образованный в Нью-Дели в 1992 году тремя выпускниками исследовательского центра массовых коммуникаций местного университета, начинал с занятий документальным кино.

Ранние фильмы Джибиша Багчи, Моники Нарулы и Шуддчхбрата Сенгупта были посвящены урбанизму в его широком и даже поэтическом смысле: молодые авторы пытались разобраться, как человек взаимодействует с тканью города. В фильме «В рыбьем глазу» (In the Eye of the Fish, 1997) они всматриваются в повседневную жизнь делийских школьников и студентов и пытаются разузнать, что для них значит образование. Простой, казалось бы, вопрос о том, зачем они ходят в школу и кем хотят быть в будущем, ставит ребят в тупик, но вскрывает главную проблему — куда и почему движется общество.

Работы Raqs — это фантастическая смесь из документальных историй, фотографий, анимации, музыки, текстовых фрагментов, объектов и коллажей. Они пытаются объять необъятное. Но не просто мечтают об этом, а создают чрезвычайно сложную систему взаимодействия людей с городом и миром в целом

Что такое «знания», как они появляются, чему служат, как становятся частью творческого процесса и как применяются в условиях городской среды и развивающихся технологий — главные темы большинства проектов. Долгое время группа занималась вещами, имеющими косвенное отношение к искусству: создание фонда поддержки независимого документального кино в Индии, интернет-проекты, функционирующие по принципу открытых источников информации. Наконец, в 2001‑м Raqs основали культурный центр Sarai (от персидского «караван-сарай») и в рамках его программы Cybermohalla устроили в делийских трущобах медиалаборатории, где сотрудничали с местными писателями, художниками и поэтами. Знания, творчество и городской опыт обрели таким образом единую платформу.

Работы Raqs — это подчас фантастическая смесь из документальных историй, фотографий, анимации, музыки, текстовых фрагментов, книжек, объектов и коллажей. Они будто пытаются объять необъятное. Но не просто мечтают об этом, а создают чрезвычайно сложную систему взаимодействия людей с городом и миром в целом. Именно об этом была инсталляция «Вход разрешён. Доступ запрещён» (Entry Permitted. Access Denied, 2002), с которой Raqs появились на «Документе» в 2002 году — с этого момента начинается восхождение коллектива на арт-сцене.

Raqs Media Collective. Измерение внеакустических причин, 2005
Фрагмент инсталляции. Видеопроекция, 4 экрана, аудиозапись 4 диалогов, 4 кафедры, 4 скамейки со встроенными динамиками и лайтбокс

В 2003‑м они попали в основной проект Венецианской биеннале с работой «Пять фрагментов доказательства» (Five Pieces of Evidence, 2005). Видеоинсталляция из пяти частей, замешанная на городских легендах и детективных историях, рассказывала о людях, исчезающих из городов, а сам город превращала в таинственное место преступления, заставляя зрителя смотреть на него глазами сыщика.

В последнее время Raqs Media Collective всё больше внимания уделяет протестному движению, вплетая в свои сложносочинённые работы, например, тексты Розы Люксембург, устраивая выставку в офисе французской компартии, имитируя (нередко в ироничном ключе) революционные состояния. Как в работе «Революционные силы» (Revolutionary Forces (The Three Tasters), 2010) — трём желающим было предложено взойти на пьедестал и рассказать какую‑нибудь историю, в то время как платформа, где установлен пьедестал, пребывала в революционном (очевидно, неспокойном) состоянии.

Впрочем, Raqs весьма сдержанны по отношению к активистскому движению. Для них оно — лишь одно из новых проявлений городской и социальной ткани, с которой они изначально работают. И их задача — отследить и представить эти новые течения, чем бы они ни были.

Raqs — художники современности почти в бодлеровском понимании: они не создают собственных миров, но выстраивают сложную структуру взаимосвязей, литературных и визуальных отсылок к прошлому и настоящему. И в этом смысле Raqs — воплощение того фундаментального сдвига, который происходит в искусстве сегодня: и то, что они так плавно «вошли» в арт-сообщество говорит больше о самом сообществе, нежели об изменениях в коллективе.

Подходы авторов к осмыслению реальности и взаимодействию с ней не изменились, Raqs не стали за последние десять лет больше художниками, это искусство с некоторых пор превратилось больше в поле социально-политических и общественных экспериментов.