Выставки

,

Россия

Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века

Наталья Гончарова. Костюм одного из волхвов. Эскиз к неосуществлённой балетной постановке «Литургия», 1915
Бумага, трафарет

Выставка в Новом Иерусалиме рассказывает о том, как XVII век повлиял на век Серебряный, причем, по мнению устроителей, это влияние мы сильно недооцениваем, что следует срочно исправить.

По мысли кураторов:

  • Эстетику XVIIвека можно обнаружить, например, в театральных постановках рубежа XIX—XX вв.еков: когда постановщикам требовалось изобразить сказочное прошлое, они брали за основу как раз эпоху, предшествующую правлению Петра Великого.
  • Интерес художников к XVIIвеку — это и своеобразный заказ властей: начиная с Елизаветы Петровны и уж точно с Екатерины Второй правители хотят подчеркнуть преемственность и обрамить свою эпоху «аутентичными» образами Древней Руси. Но и художники, работавшие не по заказу, охотно обращаются к сюжетам XVIIвека. Самый очевидный пример — трагедия «Борис Годунов», хотя и опубликованная Пушкиным, но запрещенная к постановке до 1866 года. То есть и власть и те, кто этой власти противостояли, были одинаково неравнодушны к периоду.
  • Семнадцатый и Серебряный век хорошо рифмуются: на них ломается одна культурная традиция и начинается другая. В XVIIвеке истончается и утрачивается наследие Византии, дальше начинаются петровские реформы и активное влияние западной культуры. Ну, а Серебряный век завершается Революцией и утверждением Советской эстетики.
  • Художники Семнадцатого века тоже чувствовали эту рифму: изображали допетровскую Русь как чудный остров с деревянными теремами и золотыми куполами, видимый лишь в дымке и издалека. Время перед большой катастрофой всегда кажется особенно прекрасным.
  • Казалось бы, легче всего в тему преемственности подверстываются работы Билибина и прочих мирискусников, но Кандинский, Филонов и Гончарова тоже интересовались XVIIвеком — потому что яркие цвета, узорочье, энергия.

Иван Билибин. «Сказка о царе Салтане». Иллюстрация «Чудный остров», 1905

Понятно, что идея сопоставить два периода российского искусства появилась исходя из имеющейся в Новом Иерусалиме коллекции памятников XVII века, к которой интересно было поискать рифмы другого времени. Здесь, правда, можно заметить, что XVII век трактуется кураторами весьма расширительно, поскольку представленные на выставке художники зачастую ориентировались на гораздо более широкий контекст русского средневековья или даже не только русского. Например, Наталья Гончарова, работавшая над костюмами к балету «Литургия» (очень важный, но так и не реализовавшийся проект Сергея Дягилева) обращалась в большей степени к византийской традиции. Конечно, среди её источников были не только равеннские мозаики, но образцы христианского искусства разного времени, но в том-то и дело, что разного. Или в экспозиции транслируется фильм «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, поскольку в декорациях к нему как раз использовались предметы из ново-иерусалимской коллекции. Конечно, предметы принадлежат XVII веку, но фильм всё-таки про эпоху Ивана Грозного, как и лермонтовская «Песня про купца Калашникова…». При этом куратор Василий Успенский рассказывает, что XVII век не вполне внятен для большинства зрителей, он воспринимается как некая седая, может быть, даже сказочная древность. Но так и получается, что и у художников Серебряного века мы обнаруживаем не Смуту и сложности российско-польских отношений, а, в общем, седую и местами довольно условную древность.

Константин Вялов. Ладья Разина (верхняя палуба), около 1924 года
Эскиз декорации к спектаклю «Стенька Разин» В. В. Каменского. (режиссёр В. М. Бебутов, Театр Революции). Дар Международного благотворительного фонда «Константиновский». Коллекция Нины и Никиты Лобановых-Ростовских

Другое дело, что всё это не делает менее интересными представленные на выставке работы и менее занимательной игру, которую придумали кураторы: их формула Руси включает в себя четыре элемента — дерево, огонь, серебро и золото, каждому экспонату они присваивают одну из этих четырех категорий, располагая их внутри основной экспозиции музея. Кураторские интервенции зрителям следует разыскать, оценить их в контексте памятников XVII века, а в финале добраться до главного зала, где каждая из символических категорий будет разобрана подробно и обстоятельно. И вот это финальное столкновение стихий — огня, снега, солнца и тёмного дерева — вдруг даёт очень сильное ощущение праздника и почти языческого торжества.

Формула Руси 17/20. Образ допетровской России в искусстве Серебряного века
27 декабря 2023 — 16 июня 2024 года
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»
Московская область, г. Истра