Выставки

,

Россия

De Profundis. Выставка уместного искусства

Где: Фонд «Голубицкое», Краснодарский край, Темрюкский район, Станица Голубицкая
Когда: 9 июля — 24 октября 2021

Арт-группа ХУ. Тростниковый павильон, 2021
Инсталляция

В фонде «Голубицкое» на Таманском полуострове, в часе езды от Анапы, проходит выставка De Profundis куратора Андрея Ерофеева, который собрал именитых московских, питерских, краснодарских авторов и выставил их работы на виноградниках между Азовским морем и Ахтанизовским лиманом. Здесь можно вспомнить, что в прошлом году Андрей Ерофеев уже открывал выставку под открытым небом — она называлась «ЧаЩа» и располагалась в подмосковном курорте Пирогово. В этом смысле таманская выставка — своего рода «ЧаЩа—2» даже по составу участников, например, образовавшееся во время подмосковного проекта объединение «ХУ» («Художественное уединение») в том же составе перешло в Голубицкое. Однако у таманского проекта куда более сложные и амбициозные задачи, и он намного сильнее связан с местным контекстом, художники погружаются в этот контекст и сами же его достраивают, выстраивают и преобразуют. О местном контексте и самом фонде «Голубицкое» мы уже подробно писали. Однако для выставки Ерофеева принципиально важно еще раз сказать, что Таманский полуостров был пространством быстро сменяющих друг друга культур практически все тысячи лет, о которых археологи имеют хотя бы смутное представление. Здесь встречались цивилизации, и очень недружескими были их встречи. Историки говорят, что на Таманском полуострове никогда не раскопают какого-нибудь грандиозного храмового комплекса или восточного дворца, поскольку здесь никто и не думал строить на века — каждым новым хозяевам этих земель было понятно, что еще на их веку сюда придут какие-нибудь очередные завоеватели и все разрушат. В итоге сохранились курганы и множество надгробий — греческие, еврейские, хазарские, времен Понтийского царства. Большая часть не раскопана, культурный слой уходит под современные здания, остаются лакуны, заполнять которые как раз и приходят художники. И тут появляется повод поговорить о завоевательных амбициях самого искусства и про актуальный сегодня постколониальный подход.

Оформление кафе в центре Анапы

Дело в том, что большинство экспертов определяют современное искусство через его стремление и способность завоевывать для себя новые территории. За последние шестьдесят-семьдесят лет художники оккупировали театр, кинематограф, сферу моды, городское пространство, политику, медиатехнологии, науку, социальную сферу — где их сейчас только нет. Почти во всех случаях выяснялось, что художник справляется лучше, чем специалисты захваченных искусством областей: он задаёт непростые вопросы о целях и методах научных исследований, творчески и с душой работает с уязвимыми социальными группами, защищает природу, исследует искусственный интеллект и музыку. Однако легко заметить, что во всем этом захвате новых областей доминирует военная риторика и колониальный пафос: художник забирает себе то, что ему не принадлежало, и устанавливает на новых территориях свои законы, разумеется, лучше прежних. При этом одна из самых модных тем сегодняшнего искусства — это разоблачение колониальной политики в её исторических и современных формах, в языке и в социальных отношениях. Тем интереснее замечать, как иные кураторы, художники, исследователи начинают задаваться вопросами, а на каких основаниях само искусство приходит на новые территории. Конечно, мы уверены, что власть искусства — лучшая из всех возможных. Но достаточно ли у нас сил, чтобы под барабанный бой войти в новый город и расселить своих солдат, или следует отправить поселенцев, которые незаметно расшатают устои чужой культуры и внедрят культуру свою, и через некоторое время окажется, что искусство здесь — и есть культура доминирующая.

Вход в кафе в центре Анапы

Вообще-то весь проект арт-резиденция Голубицкое — это искусство на новой территории, если угодно, фронтир. Сильное современное искусство есть в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Краснодаре, но в Анапе пока нет. Пока это царство отдыхающих с надувными кругами, обмазанных лечебной грязью, крокодиловых ферм и енототерапии. Это место, где культурный досуг отдыхающих составляют археологические музеи и раскопы, куда можно спрятаться от раскрашенных пластиковых кариатид на пляже. Так что под эгидой археологии прошел весь первый год работы Фонда «Голубицкое». Раскопкам и прошлому полуострова были посвящены все выставки резидентов, кураторов, художников, историков, археологов. И вот мощной кодой всего года и стал проект Ерофеева, который взял масштабом — и с точки зрения ранга участников, и с точки зрения пространства, — выйдя далеко за пределы выставочного зала.

Однако в его кураторской речи перед гостями резиденции как раз и зазвучала тема искусства-захватчика, которое может прийти на новую территорию и быть отвергнутым жителями, которые его не знают и не хотят, а может прийти потихоньку, мимикрировать под неискусство и потихоньку вести подрывную деятельность. Лучшая тому иллюстрация — проект Петра Белого. Его инсталляция состоит из двух частей: обе — серые конструкции из бетонных строительных блоков, нагроможденных друг на друга. Но одна стоит посреди аккуратно подстриженной лужайки и выглядит как классическая минималистская скульптура, а вторая — у огороженной строительной площадки, как отколовшийся от неё фрагмент, или как шпион, прикинувшийся местным разнорабочим. Никаких табличек, подсказок или ориентиров для зрителя нет, и это совершенно намеренно.

Арт-группа ХУ. Надувные колонны, 2021
Инсталляция

Для подрывной деятельности важно использовать тот язык, на котором говорит сегодняшняя культура приезжих и местных, зарабатывающих на приезжих. В первую очередь, это культура фальшивой античности, ставшей развлечением. Остроумный объект группы ХУ — надувные колонны, опадающие и поднимающиеся потоком воздуха, легко бы сошли за рекламную конструкцию, окажись они в городском пространстве, благо все в этой округе воссоздаёт античность в пластике и строительной пене. Куратор, а вместе ним и выставка, не хочет монументальности, она хочет конструкций, которые легко не заметить, убрать, унести ветром, разрушить, когда придет новая цивилизация. На краю виноградников стоит вагончик Елены Колесниковой «Хабар», набитый псевдоантичными кольцами, браслетами, оберегами, — почти конспиративная квартира черных археологов. Так ведь это она и есть: все фальшивые ценности честно закуплены у местных копателей, которые могли бы продавать и настоящие украшения, но спрос на них существенно превышает количество реальных находок, здесь же звучат голоса продавцов: они профессионально забалтывают покупателей, рассказывая про культурные слои и исторические эпохи.

Однако еще более профессионально забалтывает приезжих Ирина Нахова, предлагая им некую культуру раннехристианских времен с интереснейшим погребальным культом. Чающие телесного воскресения поселенцы бальзамировали своих мертвых в укороченной форме матрешки, чем-то напоминающей египетские саркофаги. Этих «неваляшек» помещали в бочки, и буквально недавно порядка двух тысяч таких бочек с погребальными текстами откопали на винограднике по соседству с барикками винодельни «Голубицкое». Буквально в том же раскопе обнаружены предметы для гадания по системе китайской «Книги перемен», для мантических практик использовались кости южных мамонтов и кавказских носорогов-эласмотериев.

Ирина Нахова. История края. Погребальные тексты, 2021
Инсталляция

Вообще раскоп — основная художественная форма этой выставки, в раскопе представлены античные новинки группы «Ху», «Коллекция археолога» Гриши Брускина с советскими героями, летчиками, спортсменами, ударниками производства, пионерами — здесь она выглядит куда органичнее, чем, например, в московском кинотеатре «Ударник» и даже лучше, чем в Венеции. В итоге, получается, что выставка вся о ценности фальшивых артефактов прошлого. Их создают и местные жители, надеясь заработать, а также придумать себе достойную идентичность — гордых потомков древних греков, забыв еще про целый ряд не таких статусных сегодня предков. Фальшивые же артефакты создают и художники, кажется, без особенной выгоды для себя. Однако цель всего проекта — всё же завоевательная, о том свидетельствует и флаг армии искусства: древний грек в шапке и на коньках. И тут происходит удивительная подмена: если выкопанные художниками ценности притворялись настоящими, то это знамя выглядит как очевидный фейк — ну, какие шапки, какие коньки?! Тем не менее изображение основано на куда более достоверных сведениях: во времена греческих колонизаторов климат на Тамани был суровый, им приходилось носить шерстяные штаны, и они пользовались коньками, сделанными из костей, их действительно обнаружили археологи. Так что приторговывая античными подделками, гадая туристам, подрабатывая на местных стройках и волонтёря на раскопах, художники превращаются в реальных хозяев этого пространства, которое постепенно начинает идентифицировать себя через искусство, встраивать его в свою экономику и привлекать посетителей, исходя из этой новой идентичности.