Книги издательства «GARAGE»

,

Анонс

«Невежественный учитель» Жака Рансьера

В 1818 году Жером Жакото оказался в сложной ситуации: он был принят в нидерландский университет на должность преподавателя французской литературы и был весьма популярен у студентов, однако месье Жакото совершенно не говорил по-фламандски, а его ученики по-французски. Чтобы справиться с этой трудностью, профессор поставил совершенно уникальный педагогический эксперимент — раздал студентам двуязычное издание «Приключений Телемака» Франсуа Фенелона и велел им учить французский текст наизусть. А затем попросил написать сочинение на французском же языке о прочитанном. Жакото ожидал чудовищных результатов, однако получил прекрасные студенческие сочинения, которые становились всё лучше и лучше по мере того, как учащиеся приближались к концу книги. По результатам эксперимента преподаватель вдруг осознал, что родной язык мы все учим безо всяких объяснений и прекрасно на нём говорим, и, следовательно, школьные объяснения вовсе не необходимы для получения знаний. Единственный человек, которому они по-настоящему нужны, — это сам преподаватель, и то — лишь для установления иерархии.

«Речь идет не о том, чтобы воспитать великих живописцев, речь о том, чтобы воспитать раскрепощенных людей, способных сказать: и я, я тоже художник — формула, в которой нет ни капли гордости, а, напротив, сквозит вполне оправданное ощущение потенции, свойственной любому разумному существу. «Нет никакой гордыни в том, чтобы во весь голос объявить: «И я тоже художник!» Гордыня состоит в том, чтобы тихонько сказать другим: «А вы нет, вы не художники»»

Жак Рансьер анализирует эту старую историю, и на её основании строит собственное рассуждение о педагогической системе, об иерархиях, о врожденном равенстве и нашей страсти к неравенству или даже нашем желании презирать друг друга. Издательство «Гараж» публикует этот текст в переводе Виктора Лапицкого. А мы делимся с Вами его фрагментом.