Музеи

Без экспонатов

1.

Честно признаться, мне совсем не нравятся дома-музеи, не понимаю, зачем смотреть на чьи-то комнаты, сундуки и письменные столы, даже если за ними работали замечательные писатели. Например, я люблю Джойса, но зачем мне его диван, даже если сидя на нём он писал «Улисса»? Зато, как оказалось, я люблю дома-музеи, в которых не сохранилось ни диванов, ни письменных столов, одни только стены.

Железнодорожная станция Тульн-на-Дунае

Один из таких домов — музей Эгона Шиле в австрийском Тульне-на-Дунае. Отец художника был начальником железнодорожной станции, и квартира, где жили его жена и трое детей, располагалась там же, на вокзале. Другое дело, что ничего из обстановки этой реальной квартиры не сохранилось, настоящий там только вид из окна на железнодорожные пути и прибывающие составы с сахарной свеклой для местного завода.
На самом деле в этом виде и в этом месте сосредоточено многое, что даёт ключи к творчеству Шиле, но вот вопрос: как эти ключи передать и как их суметь взять? Вряд ли в этом помогла бы реальная лампа, или ширма, или умывальник, или детские игрушки — всё это как раз не работает в качестве портала в чужую голову. Это была бы просто старинная и не особенно оригинальная мебель.

Музей Эгона Шиле, Тульн-на-Дунае

А вот как устроен реальный музей: в нем нет ни одного сотрудника, ты бросаешь в щёлочку два евро, и открывается дверь. Обстановка в квартире воссоздана максимально близко к исторической — однако, чтобы не притворяться настоящими, все вещи перекрашены в ровный серый цвет, из-за чего кажется, будто ты находишься в комнате-призраке. А еще в этом потустороннем пространстве звучат голоса. В каждой комнате есть пластиковый купол, под который можно встать одному или — потеснее — вдвоем и послушать записи писем и дневников самого Шиле, двух его сестер и матери. Эти тексты глубоко погружают в контекст — в быт семьи конца XIX века, как бы типичной, но в которой всё же сформировался гений, — и ты стоишь посреди этого контекста.

2.

Второй музей без сохранившейся домашней обстановки — это питерские «Полторы комнаты», где вырос Иосиф Бродский. Так же называется эссе, написанное в эмиграции, которое Бродский посвятил своим родителям и своему первому дому. То есть посетив музей, мы можем лично познакомиться с главным героем художественного произведения. Как если бы у нас появилась возможность встретиться, например, с постаревшим и обедневшим Пьером Безуховым, который уже толком не помнит, что там было в его молодости и что про него понавыдумывал Толстой. Однако это несомненно тот самый Безухов.

Музей «Полторы комнаты», Санкт-Петербург

Создатель музея Максим Левченко выкупил большую часть бывшей коммунальной квартиры, где жили Бродские, за исключением комнаты, принадлежащей некой вредной бабушке, которая, вероятно, опознала в одной из описанных Бродским соседок свою мать. Описание было таково, что у бабушки не появилось ни малейшего желания помогать с устройством музея. Так что продавать собственную комнату она наотрез отказалась. Так и живет через стенку.

Зато помогать с музеем согласился архитектор Александр Бродский (нет, не родственник). Он посмотрел на обветшалое жильё с облезшими обоями и осыпавшимися потолками и сказал: «Вот так и оставим». И оставили, местами дочистив стены и потолки до кирпича и дранки. В той части квартиры, которая не принадлежала семье Бродского, стоят книжные стеллажи, кресла, старый телевизор, который показывает иностранные фильмы — их Йосиф с приятелями ходили смотреть в ближайший кинотеатр, тот что располагался в Анненкирхе (вы, наверное, помните обгоревшую лютеранскую церковь, как раз туда питерская молодежь ходила смотреть самое интересное кино). А в самих полутора комнатах, где жил поэт с родителями, нет ничего, только стены, балкон и вид из окна.

3.

Почему архитектор решил оставить эти комнаты пустыми? Возможно, чтобы обозначить зияние отсутствия. Это категория принципиально важна для самого Иосифа Бродского, который тщательно прорисовывал силуэт своего отсутствия в покинутом им пространстве родного дома и страны:

Теперь меня там нет.
Означенной пропаже дивятся, может быть, лишь вазы в Эрмитаже.
Отсутствие мое большой дыры в пейзаже
не сделало; пустяк; дыра, но небольшая…

Еще одна дыра возникает вместе со смертью поэта — во времени. Бродский пишет про свой уход из не только из питерского, но и из венецианского пейзажа, который вполне способен обойтись без него, и речь идёт об исчезновении из будущего, о лакуне, которую умирая оставляет вместо себя человек. Тем не менее, я думаю, что пустой музей воплощает поэтику не столько поэта, сколько архитектора Бродского. Именно архитектор демонстрирует зрителю не пустоту покинутой квартиры, но пространство, которое нам предстоит заполнить самостоятельно. Как именно — архитектор тоже может подсказать.

Музей «Полторы комнаты», Санкт-Петербург

На выставке в Русском музее сейчас находится инсталляция Александра Бродского «Серое вещество» из необожжённой глины — это странный набор предметов из советского детства, швейная и печатная машинка (из её клавиш прорастают грибы), какие-то туфли, книги, фигурка Пушкина, пепельница, многочисленные лодки, пирамиды — все примерно одного размера, поскольку извлечённые из воспоминаний предметы теряют свой подлинный масштаб, они сохраняются в памяти равновеликими и существуют в некоем особом пространстве, между явью и реальностью сна. Вот эти серые призраки предметов могут возникнуть и в комнатах Иосифа Бродского, именно для них следует оставить место, и не заполнять пространство поддельными вещами, которые не дадут проявиться настоящим. Конечно, я не могу здесь не вспомнить серую и призрачную обстановку в квартире Шиле. Однако следует помнить, что мы говорим не про какие-нибудь потусторонние явления и материализацию духов, а про сотворчество архитектора и зрителя — именно живой человек, оказавшийся в пустом музее, способен наполнить его собственными экспонатами — для этого мы, собственно, и нужны.