Премьеры

,

Кино

«Волк» Натали Бьянкери

Кадр из фильма «Волк», 2021. Режиссёр Натали Бьянкери

В кинотеатрах сейчас идёт «Волк» Натали Бьянкери. В начале июня его презентовали в V-A-C, и в этом контексте, понятное дело, увиденное воспринималось как фильм про современное искусство. С экрана нам рассказывают о некой психиатрической клинике, где держат подростков, которые считают себя животными — овчаркой, пони, тарантулом, волнистым попугайчиком. Туда же попадает главный герой, который видит себя волком, сходит с ума от запахов леса и почвы, не может удержаться от воя, ненавидит своё тело, которое болит от бега на четвереньках, в таком положении затекает задранная вверх шея, а пальцы стираются и начинают кровоточить. Дальше, конечно, начинаются медицинские репрессии и прочее «Над кукушкиным гнездом». Но дело, конечно, не в репрессиях, а в самой оппозиции «человеческий vs нечеловеческий мир» столь любимой современным искусством.

Кадр из фильма «Волк», 2021. Режиссёр Натали Бьянкери

Например, во время обеда в этой замечательной клинике постоянно транслируется видеоролик с вопросом: «Хочешь ли ты быть животным, управляемым инстинктами, или человеком, ведомым добротой?». Вопрос провокационный, особенно сейчас, особенно для России: все мы в последнее время много думаем о людях, ведомых исключительно добротой. Но и в самом фильме люди, считающие себя людьми, показаны яркими красками, среди них и доктора-психопаты, и родители, пытающиеся отделаться от своих неудобных детей. А искусствоведу, конечно, на ум приходят сотни работ художников, также считающих, что нам как-то нужно перестать быть людьми, поскольку всю историю своего существования на планете мы уничтожали тех, кто слабее, и шаг за шагом подошли вплотную к экологической катастрофе. Сейчас, считают художники, у нас остался последний шанс. Нам пора налаживать контакты с животными, разговаривать с лесами, океанами и ледниками, перестать считать все прочие виды чем-то второстепенным. И да, для этого придётся стать кем-то другим, тем, кто будет эти леса и ледники чувствовать как продолжение себя. Фильм, конечно, об этом и рассказывает, причем в прямолинейной манере и куда более доступной форме, чем в современном искусстве. Не сомневаюсь, что все зрители в зале сидели и мечтали вцепиться зубами в глотку добрым-добрым докторам.

Кадр из фильма «Волк», 2021. Режиссёр Натали Бьянкери

Однако интереснее всего мне показались вопросы, напрямую не заданные режиссером или не проговоренные до конца. Например, вопрос, почему все эти дети чувствуют себя животными. В нескольких историях нам намекнули, что у них в прошлом травма, что-то настолько невыносимое, что герои больше не могут даже формально принадлежать к человеческому роду. И авторитарный доктор над ними издевается: ну что, если ты попугайчик, так давай, прыгай в окно и лети! Ты белка, ну лезь на дерево, нет, как белка лезь, что не можешь? И они, действительно, не могут. Они беспомощны, ведь тот факт, что героям невыносимо быть людьми, что они травмированы и боятся, не делает их кем-то большим, чем люди, не помогает им говорить с лесами, ледниками и океанами, не учит их летать. Разве что про главного героя мы не знаем, что у него в анамнезе. Может быть, он и правда родился волком. Врач спрашивает о его отношениях с отцом, но мальчик-волк молчит. И это дает нам право сомневаться: вдруг в основе его любви к лесу лежит не травма, не страх экологической катастрофы и смерти, — и вот тогда, может быть, у него есть шанс.