2010-е

,

Дорога святого Иакова

,

Испания

,

Кино

,

Музыка

Путь в настоящем. Музыкант Дэйн Йохансен — о паломничестве с виолончелью

Всемирно известный виолончелист Дэйн Йохансен решил превратить своё паломничество в съёмки документального фильма о том, как он идёт по Дороге святого Иакова с виолончелью на плечах и играет сюиты Баха в каждой церкви. Путь в музыке должен был соединиться с дорогой к христианской святыне. Однако получилось всё совсем не так, как он задумал

№ 1 (596) / 2016

Дэйн Йохансен

Американский виолончелист, выступающий сольно и в составе камерных оркестров, постоянно сотрудничает с оркестром Кливленда

Юрий Пальмин. Везле. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

Идея пройти Дорогой святого Иакова с виолончелью на плечах пришла мне в голову в 2008 году. Понадобилось около шести лет, чтобы всё спланировать и продумать. Изначально задумка не была такой грандиозной. Я собирался идти пешком вместе с виолончелью и играть во всех церквях на своём пути, чтобы мою музыку могли услышать все желающие. Потом я поделился своей идеей с друзьями, и так получилось, что первый человек, которому я всё рассказал, оказался звукорежиссёром. Он тут же предложил сделать профессиональную запись музыки, как она будет звучать в каждой новой церкви. И я начал раздумывать, как это можно было бы осуществить.

Следующий человек, с которым я поговорил, работает режиссёром. Он сказал: «Тебе нужно сделать об этом фильм». У всех моих друзей оказалось великое множество идей. И мы стали собирать команду специалистов, которые смогли бы воплотить эти задумки в жизнь. Всё сразу стало очень сложно. Знаете, когда подключаешь других людей к своему проекту, они непременно всё делают по‑своему, и моя простая задумка превратилась в нечто очень масштабное.

В результате по Дороге отправилась команда из девяти человек. Мы несли очень много оборудования для звукозаписи, в нашей компании было две киногруппы по три человека — и все со своим снаряжением. Отдельный человек отвечал за установку техники в каждой церкви. В проекте участвовали и люди, которые договаривались, чтобы нам разрешили записывать и играть музыку в церквях. Это было очень непросто.

Чтобы получить разрешение, нам пришлось договориться с католическим примасом Испании в Мадриде — и это только первый этап. Потом мы получили контакты всех епархий, у которых нужно было запросить контакты священников всех тридцати шести церквей, которые мы планировали посетить на своём пути, и получить, наконец, разрешение у них, а также составить точное расписание, указав определённый день и время нашего прибытия на место. После всех этих мытарств нам показалось чудом уже то, что все тридцать шесть священнослужителей согласились допустить нас с техникой в храмы. Это было уже что‑то. Одной из причин, по которой все они согласились, стало наше предложение провести бесплатный концерт для жителей каждого города, хотя в тот момент я не рассматривал это как способ проникнуть в соборы, а лишь как выражение искренней признательности всем общинам, которые открыли нам свои двери.

Юрий Пальмин. Шартр. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

В пути оказалось, что музыка стала моим способом общения со слушателями, со всеми, кто нам встречался. Дело в том, что я не говорю по‑испански, и моя игра стала единственной формой беседы, которая была мне доступна. И тем не менее я получил и отклик, и ощущение эмоциональной связи с людьми. Наше путешествие вызвало массу отзывов: о нас писали газеты, говорили на радио и в телепрограммах. Когда мы добирались до следующего пункта Дороги, церковь оказывалась уже забита слушателями — порой это были сотни людей.

Честно говоря, изначально я задумывал этот поход целиком и полностью для себя. Мне хотелось соединить путешествие в реальном, физическом пространстве с идеей моего пути в музыке, который и есть моя жизнь. А когда я очутился на месте и осознал, что играю тридцать шесть благотворительных концертов, всё резко изменилось. Я увидел, что в этих концертах заложено намного больше значимости и красоты, чем в моей изначальной идее. Обнаружил, как на людей влияет возможность находиться внутри прекрасных архитектурных сооружений, слушать музыку и разделять этот опыт с другими. И сама идея концерта как благодарности людям в ответ на их радушный приём оказалась очень серьёзным переживанием.

Наверное, цели и должны были поменяться. В жизни часто так случается, что ты посвящаешь себя делу, которое вроде бы ясно себе представляешь, а между тем, оно полностью меняет тебя и то, как ты видишь мир. Когда мы предложили бесплатные концерты, то думали, что сможем записать звук до или после их проведения. В итоге ничего у нас не вышло. Мы приходили в церковь — а она уже забита людьми. В результате мы махнули рукой, решив, что, ладно, будем просто идти, играть и приносить людям радость своей музыкой. Решение было вынужденным, но именно из‑за него я и оцениваю проект как успешный. То есть именно такой урок я извлёк из этого путешествия, и надеюсь, что благодаря ему дальше смогу по‑другому относиться к достижению поставленных перед собой целей.

Поскольку я не религиозен, слово «паломничество» ассоциируется у меня с посвящением себя какому‑нибудь трудному и долгому физическому испытанию. Или же с продолжительным путешествием, и его итогом не обязательно должно стать конкретное место в пространстве. Отправиться в путь и прийти к цели другим — вот, по‑моему, главная идея паломничества. Например, совершенствование сюит для виолончели — это своего рода паломничество в музыке. Чтобы овладеть музыкальным текстом, нужно провести с ним множество часов, чтобы он стал частью тебя. И даже тогда ты не достиг цели, поскольку этот процесс бесконечен. Также и развитие отношений с людьми, да и с самим собой, не имеет конца.

Юрий Пальмин. Тур. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

Так случилось со мной и на Пути святого Иакова: когда я добрался до Сантьяго‑де-Компостела, то не почувствовал, что это финальная точка моего маршрута. Я узнал, что так же рассуждают многие паломники — для них это или только начало, или остановка на пути, поскольку они хорошо понимают, что вся работа над собой, проделанная на участке длиной в 40 дней и пятьсот миль, должна и будет продолжаться.

В самом начале я мало думал о религиозной стороне вопроса, однако, затевая подобное предприятие, сложно обойтись без размышлений о своём месте в мире, о духовном наполнении жизни. По мере прохождения маршрута эти мысли всё более и более захватывали меня. Мы живём в светском обществе, однако многие из тех, кто идут Дорогой святого Иакова, делают это с некоторой долей религиозного отношения к маршруту. Всё‑таки на тропе чаще ожидаешь встретить католика или христианина другой конфессии, чем представителей других религий. Однако они есть. Есть и просто духовно сильные личности, не принадлежащие ни к какой церкви. Многие проходят этот путь без громких заявлений и религиозных убеждений и всё‑таки обретают на нём смысл.