Современный танец

,

Арт-резиденции

,

Россия

Российские арт-резиденции. «Станция», Кострома

№ 4 (611) / 2019

Иван Естегнеев

Художественный руководитель арт-резиденции «Станция» (Кострома)

Форма отбора: open call
Предоставляется: жильё и площадка для любых типов перформативных практик
Сроки: варьируются, в среднем — две недели
Сайт: www.stantsia.com/residence

Мы запустили «Станцию» в здании бывших льняных мануфактур в фабричном районе Костромы в 2009 году, чтобы показывать в городе современный театр и танец, но спустя три года поняли, что используем свою площадку не в полную силу и, помимо проката различных шоу и проведения фестивалей, нам нужно привлекать молодых режиссёров, хореографов и танцоров. Первый эксперимент мы решили провести на фестивале «Фабрика воображения» в 2012 году. Тогда мы получили грант от Евросоюза и на эти деньги попытались организовать творческую коллаборацию разных артистов на нашей территории буквально за десять дней — получился очень крутой опыт, который мы восприняли как торжественный запуск нового формата. Когда закончился грант, который нас поддерживал первые два года, мы обратились в Фонд Михаила Прохорова, и одна из заявок, которые мы отправляли, была как раз на создание резиденции, она и сработала. До 2016 года, как и любой нормальный театр, мы работали с сентября по май, а летние месяцы использовали для того, чтобы приглашённые артисты приезжали к нам и на месте работали над своими проектами. Потом мы захотели большего и запросили у фонда финансирование на круглогодичную резиденцию, и теперь у нас есть постоянный внешний проект по приглашению артистов разных типов перформативных практик — к нам приезжали и адепты классического драматического театра, и с уклоном в музыку, но большинство всё же работают в поле современного танца и современного искусства.

Резиденция Екатерины Чадиной, 2018
Фотография. Предоставлено арт-резиденцией «Станция»

Каждый год нам выделяется определённая сумма денег, а дальше мы с директором «Станции» Евгением Кулагиным смотрим на количество заявок, отбираем интересные и стараемся распределить финансирование, и каждый раз получается по‑разному. Обычно мы объявляем, что предоставляем площадку на две недели и число людей в группе не должно превышать четырёх, но в реальности у нас были и сольные проекты, и когда две группы по пять человек работали в одном пространстве. Грант помогает обеспечить резидентам жильё, а площадка даёт все возможные условия для реализации перформативных проектов — технические, продвижение, имиджевую поддержку. Каждый раз мы сталкиваемся с тем, что приезжают артисты на разных этапах готовности проекта — кто‑то только начинает работу над спектаклем, кто‑то с полуготовым материалом, которому требуется только техническая проработка. Поэтому мы даже не всегда устраиваем финальные показы проектов, но даже те, что проходят, рассчитаны на маленькую аудиторию просто в рамках подведения итогов резиденции. В случае же творческих кризисов, если у художников изначально был внятный запрос — а мы берём именно таких — и они находятся в середине и в завершении работы, лучше всего работает принцип невмешательства с нашей стороны: у них уже есть опыт, они знают, чего хотят, и найдут решение сами.

Есть три дедлайна для подачи заявки: весенний, летний и осенний. А дальше всё зависит от того, что мы получим. Например, у нас есть программа, когда мы прикрепляем двух-трёх модераторов к группе молодых танцоров или к хореографам, которые хотят себя сольно проявить. В этом случае у них нет определённого проекта, они хотят просто стартовать в новом направлении. И тогда мы приглашаем хороших специалистов, например Татьяну Гордееву, которые специально приезжают и с ними работают.

Резиденция для молодых хореографов, 2017
Фотография. Предоставлено арт-резиденцией «Станция»

Никакой сайт-специфичности у нас нет, наоборот, всё делается, чтобы проект жил своей жизнью после того, как от нас уедет. Поскольку у нас хорошо оснащённая площадка, black box, весь упор идёт именно на сценическую работу. Хотя было порядка пяти резидентов, которые работали с городской средой Костромы: записывали звуки улиц и организовывали бродилки — жалко было отметать хорошие проекты.

По завершении резиденции все права на работы, конечно же, остаются у участников. Единственное — поскольку мы сотрудничаем с Фондом, — мы просим указывать кредиты нашей площадки и их поддержки. Хотя у нас были исключительные случаи, когда мы осуществляли production совместно с участниками. Но в этом случае мы преследовали собственные интересы и финансово участвовали в проекте, и выступали уже не как резиденция, а как сопродюсер, и тогда, конечно, ожидали каких‑то прав на работу. К слову, ещё у нас есть фестиваль «Диверсия», и некоторых ребят из резиденции мы приглашаем выступить там тоже.

Сейчас наша главная задача — это творческий обмен на самых разных уровнях: коллаборации разных площадок или объединение разных артистов внутри одного проекта, когда мы формируем команду на базе поступивших заявок от незнакомых друг с другом людей. В общем, мы хотим сделать резиденцию местом встреч для тех, кто в другом случае никогда бы не пересеклись.