Современное искусство

,

Арт-резиденции

,

Литература

,

Россия

Российские арт-резиденции. Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие», Коломна

№ 4 (611) / 2019

Екатерина Ойнас

Куратор Музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и Другие» (Коломна)

Форма отбора: open call
Предоставляется: жильё и студия для художников и писателей, а также грант на реализацию проекта, компенсируется проезд
Сроки: варьируются от двух недель до полутора месяцев
Сайт: artkommunalka.com

Пространство музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и другие»

У нас сложносочинённое название, но ни от какой его части мы не готовы отказаться, это часть концепции. А «другие» в названии — это и есть наши резиденты.

Мы открылись в 2011 году в доходном доме конца XIX века. Есть небольшой исторический факт, который связывает нас с Венедиктом Ерофеевым: учась в 1961—62 годах в Коломенском педагогическом институте, он подрабатывал грузчиком в винном отделе продмага «Огонёк», который находится как раз под нами. Нет ни одного документа, который бы это подтверждал, — мы знаем эту историю от старожилов. Нет ничего удивительного, что студенческая подработка никак не фиксировалась, но даже одного присутствия писателя в Коломне было бы достаточно, чтобы открыть резиденцию и посвятить наше музейное время не истории доходного дома, а 60‑м годам, когда существовали коммуналки и когда Ерофеев здесь жил. Нужно сказать, что «Арткоммуналка» является частью музейно-туристического кластера «Коломенский посад». То есть тут ещё до нашего открытия существовал музей, где также рассказывалась история города начиная с XVIII века, и при нём фабрика пастилы. Поэтому у нас появился шанс поговорить о более позднем времени — середине ХХ века, что кажется нам стратегически правильным, ведь Коломна развивалась и в советское время. Мы максимально полно воссоздали пространство коммунальной квартиры, но нам хотелось, чтобы она была живой. А поскольку 60‑е и 70‑е ассоциируются с неформальным искусством и свободой творчества, художники, с которыми мы дружим, подсказали нам идею превратить коммуналку в резиденцию, сделав одну из комнат студией, где могли бы жить и работать как художники, так и писатели. Со временем сложилось два направления нашей работы — современное визуальное искусство и современная драматургия. В своей основе все реализуемые у нас проекты содержат в себе исследование — либо художественное, либо литературное. Не будучи собственно научными работами, итоговые произведения, тем не менее, затрагивают современную жизнь Коломны, и нам это важно.

Пространство музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и другие»

Сейчас наш кластер состоит из четырёх музеев, считая наш, трёх музейных производств и литературного кафе, также у нас есть яблочно-книжный фестиваль «Антоновские яблоки», в таком контексте основной нашей задачей является исследование города и продвижение наследия. Также резиденция — это возможность его культурной интерпретации. Когда приезжает резидент, мы проводим несколько бесплатных открытых встреч с публикой. Обычно студия — это закрытая часть коммуналки, куда не могут зайти посетители музея, но на встречах двери открываются. Изначально мы думали, что наши художники захотят выставлять итоговые работы в галерейном формате, но нет, они рвутся в пространство города, в формате паблик- или стрит-арта, устраивают различные события и акции. Например, к нам приезжал Дмитрий Данилов, известный писатель, его сейчас ставят и «Театр.doc», и «Практика». Его проект состоял из прогулок по городу, где он, как сам говорил, занимался подслушиванием. Он выхватывал отдельные реплики из контекста обычных обывательских разговоров, а затем при помощи стрит-художника размещал их на стенах домов, где случайные фразы обретали философский смысл.

Пространство музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и другие»

Ещё в первый год существования «Арткоммуналки» у нас сложилась кураторская группа: куратором современного искусства стал саратовский художник Михаил Вежень, а литературную резиденцию возглавил тоже саратовский писатель и арт-менеджер Игорь Сорокин. Сначала мы приглашали всех сами, но теперь объявляем международный открытый конкурс и примерно месяц-полтора собираем заявки. Обычно их приходит от 80 до 150, и этого достаточно, потому что у нас только одна студия и соответственно только один постоялец. Если приезжают двое — они должны быть готовы жить вместе, но, например, участники группы «Куда бегут собаки» жили даже втроём. Из общего количества заявок мы отбираем семь: пять художественных проектов, два литературных. В этом году пожадничали и ещё взяли один дополнительный — антропологический. График составляется так, чтобы студия даже дня не пустовала. Продолжительность резиденции мы обсуждаем с гостями, обычно получается от двух недель до полутора месяцев. Одно из преимуществ нашей резиденции — мы выделяем грантовое финансирование на реализацию проекта, а ещё оплачиваем проезд.

«Арткоммуналка» — это частная инициатива нашего учредителя, но тем не менее она реализуется при поддержке Центра культурных инициатив Московской области. Центр — это структура Минкульта, и часть средств поступает нам из его бюджета. Так что «Арткоммуналка» является единственной в Московской области институцией с господдержкой, которая официально отвечает за развитие современного искусства. Конечно, мы, кроме этого, обращаемся в разные фонды. Например, стали победителями грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» и представляли аудиоспектакль на основе воспоминаний жителей, где главным героем был Веничка, — это было соединение творческого и музейного начал.

Пространство музея-резиденции «Арткоммуналка. Ерофеев и другие»

В условиях конкурса содержатся все наши критерии: проект должен отвечать ценностям современного искусства и подходить под определение «смелая задумка». Конечно, мы отбираем заявки с привязкой к месту проведения — это в природе любой резиденции, иначе зачем было бы художникам уезжать из дома. Ещё мы отдаём преимущество проектам, где есть хотя бы небольшая, но образовательная часть. Художники либо читают лекции о современном искусстве для жителей, либо организуют открытые перформансы, либо проводят занятия с какой‑то возрастной группой — детьми, взрослыми, молодёжью. При прочих равных — мы берём тех, кто готов работать с людьми.

Недавно мне попалось видео с открытия музея, где художники говорили о резиденции как о своего рода творческой тюрьме. Мне такое тоже приходилось слышать — они имеют в виду, что им не всегда дают возможность делать то, что они бы хотели. Речь идёт и о финансовых ограничениях, и о временных, и обо всех прочих. Но всё‑таки к нам приезжают, а значит, наша работа побуждает резидентов знакомиться с городом, куда они попали.