Современное искусство

,

Арт-резиденции

,

Архитектура

,

Россия

Российские арт-резиденции. Арт-резиденция в Никола-Ленивце, Калужская область

№ 4 (611) / 2019

Антон Кочуркин

Архитектор, куратор арт-резиденции в Никола-Ленивце (Калужская область)

Форма отбора: open call
Предоставляется: жильё
Сроки: варьируются, обычно одна-две недели
Сайт: nikola-lenivets.ru/residence

Арт-резиденция — один из способов развития локального сообщества, это сейчас начинают понимать и в России. Например, в Выксе — это вообще первая институция, занимающаяся современным искусством. Также и во многих других городах резиденция — это то, что закрепляет эту территорию в сегодняшнем культурном мире. Кроме того, она представляет собой один из инструментов работы с художниками: владелец галереи или арт-центра не покупает работу, а взаимодействует с художниками более демократичным способом, в том числе получает бесплатно работы, а также лояльность аудитории. На самом деле резиденциями можно проводить фактически всю политику арт-институции. Для людей, которые выделяют деньги, это, во‑первых, имиджевая история, во‑вторых, очень хороший способ сформировать личную коллекцию: ты можешь выбирать художников и работы, а можешь даже немного влиять на содержание. В разных местах по‑разному, конечно, но часто резиденция завязана на местный контекст. И я не считаю, что так поступать с художниками негуманно: их же никто насильно не заставляет приезжать, и они изначально знают, что по условиям одна работа останется в коллекции. Да, более прогрессивные резиденции так не делают, они вообще не дают никаких тем, а приглашают просто поработать, тем самым делегируя художникам право определять институциональную политику. Такой принцип отражает новый этап развития современного искусства: если не ограничивать художника правилами и темами, может появиться совершенно новый продукт или понимание.

Проект художницы Анны Третьяковой «408=1» в рамках арт-резиденции в Никола-Ленивце, 2019

В Никола-Ленивце мы даём художникам выбор. Ты можешь подумать на тему «Архстояния» следующего года — в частности, нынешних резидентов с самого начала приглашали высказываться на тему «Лень». Но ты можешь и искать собственную тему, уже находясь в Никола-Ленивце. Можешь вообще ничего не сделать, и за это ничего не будет, никаких дисциплинарных взысканий.

У нас особенная коллекция — большие произведения архитектуры и искусства, которые стоят в полях и лесах. Они остаются в коллекции в том числе потому, что их реализовывает не только художник, которому принадлежит идея, но ещё много людей помимо него. Кроме объектов, в коллекции также может появиться перформанс или книга — это фиксируется и остаётся у нас в виде цифровой документации. Одна из наших художниц сделала экспозицию из запахов лени — как её можно оставить себе? На фотографиях видны колбочки и скляночки, но не более того.

Никола-Ленивец — это лаборатория, мы работаем, не зная конечной цели. Конечно, существуют какие‑то общие представления, что это за место, но мы постоянно выруливаем в новые сферы. Молчаливой архитектурой ­Никола-Ленивец не исчерпывается. Поэтому арт-резиденция тоже возникла как поле экспериментов, например, для взаимного опыления художников. Её утилитарная цель — накопить достаточное количество достойных работ, чтобы представить их на фестивале или, если появятся монументальные вещи, за его пределами. Творческая же цель — исследование территории. Мы хотим посмотреть, какие ещё смыслы смогут тут открыть художники, как они мыслят это место. Культурный слой Никола-Ленивца растёт и растёт, кого там только не было — и Гутов, и Монастырский, и Бродский. Всё это уже контекст, а значит, ресурсов для исследования всё больше. Именно поэтому мы всех призываем найти свою работу в Никола-Ленивце, а не приезжать к нам с готовой идеей. Также мы никогда не показываем привозные проекты.

Надо понимать, что хотя художников мы приглашаем уже очень давно, только сейчас мы осмыслили и структурировали работу резиденции, обозначили её в этом качестве, ввели конкурс. Поэтому официально резиденция в Никола-Ленивце началась только в августе этого года.

Мы все хотим создать монументальное произведение — и я хочу, и Коля Полисский, и Юля Бычкова. Мы все хотим, чтобы у нас появились новые произведения, которые качественно отличатся от всех других, чтобы это было творческое высказывание художника, манифест, драма. Мы все в этом заинтересованы. Но дальше гораздо сложнее, потому что у нас уже очень много что было, повторяться нельзя. Кроме того, паблик-арт требует гораздо больших ресурсов, чем концептуальное искусство, так что вариантов создать уникальный шедевр гораздо меньше. Если у кого‑то получится, мы будем очень рады помочь художнику реализовать проект.

За время резиденции у нас уже появилось несколько проектов, которые мы хотим осуществить. Дальше мы их обсчитываем, оптимизируем и реализовываем. Основу финансирования составляет всё, что есть в Никола-­Ленивце: кафе «Угра», немногочисленное жильё, некоторые виды сервисов, которые мы предлагаем, иногда у нас снимают фильмы или проводят корпоративы. Ну, и важной частью остаётся продажа билетов на «Архстояние». Отдельных партнёров резиденции нет, поэтому всё, что нужно для её содержания, выискивается из общих денег проекта. Понятно, что их не может хватать на всё. Так что, например, Аниш Капур вряд ли смог бы пройти к нам по конкурсу со своей каплей из нержавейки. Я его очень люблю, но его бюджет был нереальным даже для Чикаго. А пока те проекты, которые делают наши резиденты, очень маленькие и разножанровые. Мы справляемся своими силами, почти ничего не тратим на производство и ищем партнёров.