Современное искусство

,

Арт-резиденции

,

Россия

Российские арт-резиденции. Арт-резиденция «Никель», Мурманская область

№ 4 (611) / 2019

Саша Кременец

Куратор арт-резиденции «Никель» (Мурманская область)

Форма отбора: open call
Предоставляется: жильё и рабочее пространство, оплачиваются транспортные, командировочные и производственные расходы
Сроки: две недели

Сайт: nickel2art.ru/art-rezidenciya

Раз в полгода, летом и зимой, к нам на две недели приезжает группа художников. Эти заезды называются «Полярный день» и «Полярная ночь» — мы же всё‑таки на севере. Художники приглашаются на основе open call, за смену мы готовы принять до семи проектов. В состав жюри входят наши коллеги, партнёры из компании «Норникель», влиятельные в городе люди (директор музея, директор художественной школы, директор социально-культурного центра), признанные эксперты, такие как Катя Бочавар и директор Музея Норильска Наташа Федянина, а также несколько кураторов мирового уровня.

Каждый год арт-резиденция получает какую‑либо направленность. В этом году это туристическая привлекательность региона. Мы отдаём предпочтение проектам, которые как‑то затрагивают именно эту тему. В летний период мы делаем больше инсталляций и перформансов на улице, чтобы использовать полярный день.

Вера Петрова. Ловец ветра, 2018
Паблик-арт объект

Художники приезжают с уже готовой идеей проекта, и за две недели их задача — его реализовать. Мы полностью покрываем расходы на транспорт и жильё, даём командировочные и берём на себя весь продакшн. Также мы осуществляем PR-поддержку проекта и, конечно же, я помогаю организовать работу на месте. По истечении двух недель мы готовим презентацию результата, но не обязательно выставку, ведь у нас представлены все жанры. Как правило, это большое мероприятие, фестиваль, где художники показывают свои работы, а вечером все празднуют завершение смены салютом. Дальше проекты в течение нескольких месяцев, до следующей резиденции, остаются на выставочной площадке. Требования оставить одну работу у нас нет, всё только по доброй воле.

Пока резиденты живут в Никеле, мы организуем для них программу: проводим экскурсии по невероятно красивой северной природе за полярным кругом, возим в Финляндию и Норвегию, знакомим с зарубежными коллегами, представителями международных организаций. А художники часто дают мастер-классы, которых очень ждут местные жители: иногда даже отпуска переносят, чтобы получить возможность побыть частью творческого процесса.

Наша участница Дарья Яроменок работала над проектом «Тихая жизнь» вместе с учениками местной художественной школы. Она спросила у них, как они себе представляют дом мечты. В результате дети сделали сорок керамических домиков, в каждом внутри свечка, и все вместе они образуют инсталляцию. Сначала этот проект позвали в российское консульство в Киркенесе, а потом он отправился путешествовать по Норвегии. Объехал за год всю страну и только в прошлые выходные вернулся обратно к нам. Я вижу в этом примере отличную возможность для художников поучаствовать в международных проектах.

Дарья Яроменок. Тихая жизнь, 2018
Инсталляция, смешанная техника

Признаки творческого кризиса у художников я стараюсь улавливать на начальных этапах, быть чуткой и отзывчивой. Ничего страшного, всякое случается! К нам приезжает семь проектов, и я не рассчитываю, что все семь будут успешными и международными. Это нормальный творческий процесс: что‑то выстреливает, что‑то нет. А дальше уже моя кураторская задача — адаптировать актуальное искусство к депрессивному северному региону. Надо сделать так, чтобы местное сообщество относилось к работам как к чему‑то своему, гордилось приездом художников и рассказывало детям и внукам о своём участии. Так, например, было с Верой Петровой, которая через несколько недель после завершения резиденции получила награду Российской академии художеств из рук Зураба Церетели. Конечно же, местные посчитали эту победу и своей, поскольку они тоже были причастны.

Мой личный интерес в этом деле — во‑первых, работа с местным сообществом, а во‑вторых, внедрение партиципаторных практик в галереи и музеи. Первая задача в нашем регионе сужается до повышения качества жизни малыми средствами. Хочется создавать новые сценарии, новые возможности, расширять горизонты, а это тесно связано с необходимостью поднимать уровень жизни людей. Резиденция существует уже два года, и я вижу, что пока всё получается. Охват и интерес постоянно растут. Если сначала мне приходилось постоянно рассказывать в соцсетях, что здесь вообще происходит, то сейчас уже меня расспрашивают, кто приедет в Никель. Вторая задача направлена на то, чтобы избежать обычной ситуации, когда гастролирующие художники и кураторы что‑то поверхностно делают, уезжают — и ничего не меняется. Я против такого подхода.