Биеннале

,

Москва

,

Выставки

Молодое искусство в Музее Москвы

В Музее Москвы открываются сразу два проекта-партнера: первая часть Московской молодежной биеннале и ярмарка молодого искусства Blazar, сателлит взрослой Cosmoscow

Что: Ярмарка Blazar, 9—13 сентября 2020 года;
VII Московская международная биеннале молодого искусства, 5 сентября — 6 декабря 2020 года

Где: Музей Москвы, Зубовский бульвар 2

Внутренний двор Музея Москвы во время подготовки к открытию Биеннале молодого искусства

Сначала про Биеннале. Традиционно летнее событие по причине пандемии, во-первых, вынуждено перенеслось на осень, во-вторых, растянулось на все три месяца, и, в-третьих, вышло в городское пространство. Международные художники не смогут приехать, их работы приходится собирать на месте, и пока организаторы думают, как организовать онлайн-коммуникацию между участниками и зрителями, на фасадах во внутреннем дворике Музея Москвы запускаются видеопроекции работ Алисы Омельянцевой, Игоря Самолета, Ромы Богданова и Алины Глазун. Вторая часть основного проекта, уже в пространстве музея, откроется в ноябре.

Комиссар биеннале Алексей Новоселов на пресс-конференции комментировал упреки, что некоммерческое событие — биеннале — открывается в партнерстве с коммерческим — ярмаркой, и участники пересекаются. По мнению куратора, как раз и важно, что они открываются вместе, поскольку задача организаторов и состоит в том, чтобы не просто вывести молодых авторов в свет, но обеспечить их присутствие на арт-рынке. Правда ответственности биеннале на себя не берет, но надеется, что за счет тесного соседства, перетекание само собой органично и случится.

Внутренний двор Музея Москвы во время подготовки к открытию Биеннале молодого искусства

На упреки пожаловалась и директор Музея Москвы Анна Трапкова: зачем вы приглашаете художников украсить ваш фасад, вы же памятник? «Да, мы памятник, — отвечает она, — бывшие провиантские склады. В здании, где сейчас проводится ярмарка, находились гаражи и авторемонтная мастерская, а внутренний двор — никакая не пьяцца, а военный плац, и наша задача превратить его в городскую площадь, да и вообще, если биеннале ставит своей целью преобразование городского пространства, то нужно начинать с себя. В ноябре вместе с основным проектом откроется юбилейная выставка ВХУТЕМАСа, а ВХУТЕМАС сто лет назад — это сегодняшняя биеннале молодого искусства. Так мы все и закольцуем».

Что касается ярмарки молодого искусства, то отчаявшись найти в этом году партнеров, организаторы взяли все расходы на себя и реализовали сразу несколько демократических принципов: художников на ярмарку отбирал экспертный совет, и поэтому они не платят за участие, но только процент с продаж, галереи же, как это обычно и происходит, покупают стенд и с организаторами не делятся. Маргарита Пушкина, основатель Cosmoscow, добавила, что мы имеем дело с «принципом супермаркета»: ты подходишь к работе, там висит ценник и вся информация о художнике, дальше ты принимаешь решение, идешь на общую кассу, оплачиваешь, тут же тебе предлагают доставку и оформление работы на месте. В такой системе, конечно, много плюсов: можно не стесняться спрашивать цену у галериста и начиная тысяч от десяти что-то себе присматривать.