Москва

,

Выставки

Машинист и сам не знает, что везет тебя ко мне

Выставка: Прибытие поезда
Где: Фонд культуры «Екатерина»
Когда: 23 марта — 20 мая 2018 года

В Фонде культуры «Екатерина» продолжается масштабный проект Виталия Пацюкова «Прибытие поезда», куда вошли работы более сорока авторов: от признанных классиков — Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Игоря Шелковского, Семена Файбисовича, Владимира Янкилевского до среднего поколения — Александра Бродского, Владислава Ефимова и Аллы Урбан. В списке участников можно найти даже имя Бориса Гребенщикова. Особое положение на выставке занимают режиссеры-первопроходцы мирового кинематографа XX века, так что именно с «Прибытия поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер начинается bon voyage зрителя.

Наталья Данберг «Точка схода», 2018
Двухканальное видео, 4'21'' + 6'

Драматургия проекта разворачивается на трех этажах Фонда, которые соответствуют тематическим разделам: сначала мы садимся на «Исторический поезд», следующий до остановки «Миростроительное депо», дальше держим курс на восток и мчимся по транссибирской магистрали до конечной остановки — Поднебесная. Архитектурное решение тоже реализовано в соответствии с темой: зритель движется как бы по вагону поезда, заглядывая в купе разных художников. Несмотря на пестрый, и часто звездный состав пассажиров, они не перетягивают внимание на себя, и центральным персонажем выставки все-таки оказывается сам поезд, точнее его романтическая аура, которая обнаруживается в образах раннего кинематографа или русской литературы. Анна Каренина ждёт и не дождётся поезда в работе Наташи Данберг «Точка схода» (2018), в залитой солнцем электричке Ольги Чернышевой звучит фортепьянный концерт № 21 Моцарта («Поезд», 2003), и перед отправкой — на прощание — Леонид Тишков читает стихи Есенина («До свиданья, друг мой», 2017). Неприглядной вокзально-вагонной реальности на выставке нет и в помине, зрителю предлагаются только поэтические образы. Например, из работ Семена Файбисовича куратор Виталий Пацюков выбирает не серию с бездомными Казанского вокзала, а «Серый день» (1990) с купающими в солнечных лучах пассажирами. Таким образом проект Пацюкова посвящён не теме железных дорог в искусстве ХХ века, а поезду как романтическому персонажу, вокруг которого разворачиваются разные интересные события.

Семен Файбисович «Серый день», 1990
Живопись. Холст, масло. 60 × 290 см

В «Историческом поезде» едут классики мирового и отечественного кинематографа — от братьев Люмьер, Жоржа Мельеса, Томаса А. Эдисона до Виктора Семенюка и Алексея Германа. Локомотив этот, по мнению куратора, движется к точке, где сольются российская и мировая культура. Вокзальные часы Владимира Смоляра «С точностью до размерности» (2018), установленные над лестницей на второй этаж, обозначают переход в «Миростроительное депо». В нем бережно хранятся механические изобретения Марселя Дюшана и представлена целая фильмотека ранних советских киношедевров, в том числе «Энтузиазм: Симфония Донбасса» (1930)" и «Человек с киноаппаратом» (1929) Дзиги Вертова. Здесь же советские плакаты с изображением поездов, черно-белая графика Сергея Резникова, а также дадаиский «Anemic Cinema», снятый Марселем Дюшаном и Ман Рэем в 1926 году, где вращающие диски трансформируются в спирали, в чём обнаруживается их сходство с колесами локомотива. Триптих Владимира Янкилевского «Take a Train… VI» (1992) — метафора манхэттенского экспресса, пересекающего Нью-Йорк с юга на север, связывает движение поезда со свободой самовыражения и художественной независимостью — это финальный тезис второй части.

Павел Отдельнов «Inside. Outside», 2012
Живопись. Холст, масло. 105 × 195 см

В заключительном отделении мы переносимся на «Место действия — поезд», в котором представлена документальная хроника «Поезда Победы», новая версия трагедии Анны Каренины, поезда русских писателей — Антона Чехова и Льва Толстого и следуем с текстами литературными и концептуалистскими аж до самого Китая. Графика Ильи Кабакова «Смерть собачки Али» (1969) и «Не прислоняться» (1984) Эрика Булатова соседствует с соцреализмом Кузьмы Николаева («Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске, 1930), фотореализмом Семена Файбисовича («Серый день», 1990; «Чего уставился?», 1990) и реализмом Павла Отдельнова («Движение по горизонтали», 2012; «Inside. Outside», 2012). Впечатляющая инсталляция Александра Бродского «Дорога» (2010) представляет собой имитацию плацкартного вагона с трехэтажными полками и создает ситуацию вынужденной коммунальности, с которой мы сталкиваемся в поездах дальнего следования. При этом поезд художника находится в движении: занавески на окнах раздуваются и колеса шумят. Наконец, видео Сержа Головача «Следующая станция — Китай-город» (2002) завершает наше путешествие по выставке, из лабиринтов московской подземки мы попадаем прямо на фестиваль моды в Даляне, где пестрая толпа танцует под золотым солнцем.

Взгляд сквозь оптику прошлого века, через «золотую» эпоху советского кинематографа, делает «Прибытие поезда» ностальгической ретроспекцией, и заявляет кураторскую позицию, согласно которой еще рано переворачивать страницу истории из ХХ века в эпоху сверхзвуковых скоростей и IT-технологий.