Нижний Новгород

,

Медиаискусство

,

Россия

,

Фестивали

Куратор фестиваля INTERVALS Ксюша Чеховская: «Если на мероприятие пришли сто пятьдесят тысяч человек, становится сложно делать вид, что здание никому не нужно и никого не интересует»

Куратор Ксюша Чеховская уверена, что нижегородский INTERVALS — один из лучших фестивалей медиаискусства в мире по уровню организации и по насыщенности программы. И поэтому на нынешний фестиваль, который проходит с 27 апреля по 1 мая, несмотря на сложную политическую обстановку, приезжают художники, музыканты и зрители со всех концов земли. Однако мы попросили Ксюшу рассказать не только о программе этого года, но и о том, как фестиваль взаимодействует с городским контекстом, открывает новые локации и провоцирует власти начинать реставрацию заброшенных зданий.

Фестиваль INTERVALS, 2021 год

Изначально все организаторы фестиваля — нижегородцы, поэтому мы хорошо ориентируемся в интересных городских пространствах, можем показывать туристам то, что они никогда бы не увидели без локалов, и, конечно, у всех членов команды есть любимые места, куда им хотелось бы пригласить художников. У нас нет задачи задействовать самые необычные, красивые или популярные локации, мы, может быть, наивно выбираем то, что больше всего любим сами. Конечно, наш выбор зависит ещё от многочисленных технических ограничений: наши площадки должны быть безопасны, близко находиться друг к другу, чтобы зрителям было удобно добираться. Также не должны пересекаться человеческие потоки, то есть мы не должны совпадать с другими мероприятиями в тех же местах. И, разумеется, они должны понравиться художникам — каждому автору мы предлагаем конкретное пространство, а дальше оно либо откликнется ему, либо нет.

Фестиваль INTERVALS, 2019 год

В прошлые годы у нас участвовало много площадок с незаслуженно печальной судьбой. Это были здания, находящиеся в центре города, с очень красивой архитектурой и интересной историей, однако много лет они стояли заброшенные, часто в аварийном состоянии и под угрозой сноса. И мы приходили на эти площадки и в прямом смысле подсвечивали их. С нашей подачи горожане начинали обращать на них внимание, узнавали, как там внутри. И сейчас мы видим, как многие из этих зданий уже реконструированы, и мы вновь возвращаемся туда.

Фестиваль INTERVALS, 2020 год

Например, одна из наших постоянных площадок — Академия Маяк, на её фасаде мы каждый год делаем мэппинги. По-моему, сейчас она стала основной точкой встречи зрителей: обычно все договариваются там собраться, а дальше придумывают собственный маршрут по остальным локациям. Однако раньше это была заброшенная фабрика «Маяк» — здание на набережной в центре Нижнего, мимо которого многие нижегородцы проходят или проезжают по пути на работу или прогулку. Фабрику в неоготическом стиле построил архитектор Фёдор Шехтель, она сразу обращает на себя внимание в городском пейзаже. Тем не менее, здание было в аварийном состоянии, на окнах лежал сантиметровый слой пыли, так что в 2019 году нам даже не пришлось заклеивать окна для мэппингов: они были настолько грязными, что можно было не беспокоиться, что проекцию не будет видно. Именно там мы показали инсталляцию группы 404. zero, и именно тогда, горожане впервые смогли зайти в помещение. Наверное, INTERVALS 2019 стал последней каплей — городские власти уже не могли откладывать реставрацию здания. И у нас так часто бывает: если на мероприятие пришли сто пятьдесят тысяч человек, становится сложно делать вид, что здание никому не нужно и никого не интересует. Так что сразу после фестиваля фабрика «Маяк» ушла на длительную реконструкцию. Сейчас там проводятся различные образовательные мероприятия и бизнес-конференции, но интересно, что при реконструкции учитывались интересы нашего фестиваля — для Академии Маяк сделали специальные серые жалюзи, и когда они опускаются, создаётся идеально плоская поверхность стены, то есть архитекторы учитывали, что на этом фасаде каждый год будут проекции Intervals Festival.

Фестиваль INTERVALS, 2022 год

В этом году на Академии Маяк у нас будут мэппинги нескольких авторов и студий, среди них есть необычный проект в новом для нас формате интерактивной мэппинг-игры. Произведение будут смотреть сразу тысячи людей — казалось бы, как сделать так, чтобы все они смогли поучаствовать в игре? Ребята из hilights. studio придумали, что зрители будут сканировать qr-код и со своего смартфона воздействовать на общую картинку, которая проецируется на большое здание, и на звук. Игра будет напоминать перетягивание каната: зрители смогут выбрать, за какую команду играть, и в какую команду придет больше активных людей — та и победит. Разумеется, это каждый раз импровизация, и двух одинаковых показов просто не может быть.

Фестиваль INTERVALS, 2022 год

Также у нас есть Пакгаузы — в 2019 году мы стали первыми, кто стал проводить там мероприятия для публики. У Пакгаузов тоже очень интересная история: их обнаружили совершенно случайно, когда готовились в Чемпионату мира по футболу в 2018 году. В это время хотели расчистить всю Стрелку от всяких непонятных складских помещений, старых кранов и строительного мусора. И случайно один из архитекторов заметил какие-то интересные металлические конструкции, не свойственные обычным складам. Оказалось, что они были построены к Всероссийской выставке, которая проходила в Нижнем в 1896 году, и с инженерной точки зрения они не менее интересны, чем Эйфелева башня в Париже. Горожане встали на защиту комплекса, и правительство уже никак не могло его снести, но пока Пакгаузы не были отреставрированы, их огородили забором и таким образом заморозили — никто не мог к ним подойти. В 2019 году мы были первыми, кто открыл двери, пустил всех желающих, мы показали световую инсталляцию, но помимо неё ещё и замечательный вид на другую сторону реки — потому что до того у жителей доступа к этому виду не было. Сейчас Пакгаузы выглядят совершенно иначе — это комфортная, круто благоустроенная и очень приятная площадка, где проходят выставки и концерты. Совсем скоро в рамках IF ‘24 в этом пространстве будет инсталляция от испанской студии Playmodes. А еще на Стрелке будет стоять автокран, на котором будет смонтирована инсталляция художников Panterra — это тоже дань истории места.

Фестиваль INTERVALS, 2021 год

Так получилось, что в Нижнем Новгороде много зданий со сложной судьбой, но, к сожалению, мы не можем работать с каждым: например, нам нужно, чтобы мероприятие смогли посетить тысячи зрителей, поэтому камерные площадки остаются за пределами нашего рассмотрения. И, к сожалению, INTERVALS не всесильны. В 2019 году мы работали с локацией бывшего Мукомольного завода, точнее проецировали инсталляцию на элеваторы этого завода, которые находились под большим Метромостом. В тот момент решалась судьба объекта: вроде бы он и в центре, но в то же время в ужасном состоянии, и мы придумали позвать стрит-артиста Андрея Бергера (Aber). Он сделал самый большой в Нижнем Новгороде мурал как раз на фасаде этих элеваторов — площадью больше двух тысяч квадратных метров. А студия dreamlaser сделала так называемый paint mapping на этот мурал, можно сказать, они оживили рисунок с помощью проекции. Многие нижегородцы тогда пришли к этим элеваторам впервые, несмотря на то, что они находились в самом центре города, и впервые начали обсуждать их судьбу. Журналисты стали писать о том, что с заводом происходит, общественность — следить за этим. В итоге, элеваторы всё же решили сносить и, конечно, вместе с муралом. Когда об этом узнали ребята из dreamlaser, они перед сносом спроецировали на тот же фасад фразу «Game over!», как бы анонсировав прощание и с произведением Бергера, и с самим архитектурным объектом.

Фестиваль INTERVALS, 2022 год

Конечно, открывать новые локации и побуждать власти их отреставрировать не главная наша миссия, но она удачно сочетается с другими нашими задачами, например, находить площадки, где можно будет интересно реализовать замыслы наших художников.

Фестиваль INTERVALS, 2023 год

Стоит сказать, что до INTERVALS Нижний Новгород не мог похвастаться каким-либо значительным медиаарт-комьюнити. По сравнению с Москвой, Петербургом или Екатеринбургом, где проходили различные виджейские мероприятия, выставки цифрового искусства, лектории, у нас фактически ничего не было. Только сейчас и с нашей подачи сообщество постепенно формируется. Конечно, это долгий процесс, так не бывает, чтобы в 2019 году мы впервые провели масштабный фестиваль, а на следующий год в Нижнем возник уже целый круг молодых медиахудожников. Нет, пока только появляются люди, которые хотят учиться каким-то прикладным инструментам, которые позволят им заниматься таким искусством. Поэтому фактически все художники у нас привозные, на нынешний фестиваль к нам приезжает восемьдесят участников.

Фестиваль INTERVALS. Media tribe — AV-перформанс, анонс программы 2024 года

Посредством фестиваля нам хочется показать, что Нижний — это вовсе не провинциальный город, где из достопримечательностей есть только Кремль и набережные, что у нас есть интересные и очень современные площадки. Хочется показать приезжим не только архитектуру, но и городскую жизнь, которая идёт во время фестиваля, в том числе ресторанную жизнь, которая кипит на тех же улицах, где мы демонстрируем инсталляции. Для этого мы стараемся каждый год что-то делать в новых пространствах. Например, в этом году задействуем нижегородский стадион. Еще среди наших локаций — парк «Швейцария», он реконструирован в рамках программы 800-летия Нижнего Новгорода, сейчас там прекрасная инфраструктура и фантастические закаты над Окой. До этого парка обычно туристы не доезжают, потому что он немножко вдали от центра, но те, кто там оказывается, всегда от него в восторге. По-моему, «Швейцария» ничем не хуже Парка Горького. В парке мы задействовали «Планетарий 1» — там будут купольные инсталляции корейского дуэта CLAUDE & Shin Hyejin. А в березовой роще, немного дальше планетария, разместится AV-инсталляция Саши Коджо и Алисы Давыдовой.

Фестиваль INTERVALS, тизер 2024 года

Мне нравится, что приезжает много людей из других городов, что INTERVALS — самое межгородское и международное мероприятие в Нижнем. Например, в этом году я подписывала письмо-приглашение для визы зрителю, который едет к нам из Австралии. Мне хочется воссоздать атмосферу 2018 года, Чемпионата мира, когда все гуляли по улицам, общались, обнимались, у всех было хорошее настроение и новые переживания. Это может звучать очень самонадеянно, поскольку я всё-таки его организатор, но INTERVALS — один из лучших фестивалей медиаискусства в мире. Мне кажется, я могу так сказать, поскольку я не только куратор, но еще и зритель, который ездит на разные мировые фестивали и общается с художниками, и они говорят, что INTERVALS один из лучших — по уровню организации и по насыщенности программы. И если бы не нынешняя закрытость и недоступность поездок, в Нижний на фестиваль текли бы толпы иностранных туристов.

Международный фестиваль медиаискусства Intervals 2024
Нижний Новгород, 27 апреля — 1 мая
https://intervalsfest.com/