Спад, застой или расцвет?
Считается, что рынок русских икон отлажен, как рынок Фаберже. Структура, основные игроки и уровень цен определились уже достаточно давно, и все же рисков и непредсказуемости здесь значительно больше, чем в сфере торговли ювелирными изделиями знаменитой фирмы. Поэтому кажущаяся стабильность чревата неожиданностями. Об истории и тенденциях развития «иконного» бизнеса рассказывает лондонский коллекционер и дилер Валерий Жерлицин.
Интерес к религиозной живописи был всегда, и с антирелигиозной политикой в СССР это никак не связано. Рынок икон существовал в России уже в XIX веке. Конечно, в то время для коллекционеров большую роль играло религиозное содержание сюжета, и только позднее стали обращать внимание на художественное мастерство и историческую ценность.
Однако вряд ли можно говорить о существовании заметного международного рынка русских икон до 1917 года. После революции ситуация изменилась радикально. Русские вывезли за рубеж довольно много икон, и наиболее состоятельные эмигранты стали приобретать эти вещи. В собирательстве икон возникли новые движущие силы — например, ностальгия. Немалую роль играла идея спасения предметов русской культуры. В общем, у некоторых представителей «первой волны» русской эмиграции сформировались весьма обширные коллекции предметов культа.
У иностранцев по-настоящему широкий интерес к русским иконам возник значительно позже, во времена Брежнева, когда расцвела контрабанда. Этот товар был для Запада новым и необычным, поэтому любители антиквариата проявили к нему большой интерес, вследствие чего международный рынок русских икон начал расти как на дрожжах.
В Западном Берлине в середине 1960х годов. Основными поставщиками контрабандных русских икон на Запад в то время служили находящиеся в СССР посольства прокоммунистических африканских государств. Торговля иконами была для них способом — и вполне официальным! — пополнения посольского бюджета, а советские власти просто закрывали на это глаза, оказывая «дружескую поддержку». При этом спецслужбы с удовольствием ловили дипломатов капиталистических и «прокапиталистических» стран, которые также незаконно пытались вывезти что-либо ценное из Союза.
Таким образом, иконы стали в то время самой «ходовой» советской контрабандой. Время самого массового вывоза икон — 1970е годы. Конечно же, практически всегда имел место незаконный «экспорт» и других предметов старины и искусства, вроде произведений Фаберже (здесь, кстати, первенствовали западноевропейские и американские дипломаты). Однако по количеству и суммарной стоимости иконы многократно превосходили всю прочую артконтрабанду.
Итак, международным центром рынка русских икон стал Западный Берлин, куда африканцы привозили товар на поезде в буквальном смысле чемоданами. Так же и продавали — чемоданами. Соответственно, именно в Берлине появились первые крупные торговцы иконами. Среди наиболее успешных — Козловский и Петер Роде.
У Козловского был цветочный магазин на том самом западноберлинском вокзале, куда приходили поезда из Москвы. Африканским иконным курьерам дипломатам было очень удобно сбывать привезенный товар прямо на перроне. Козловский и стал таким оптовиком. На перепродаже икон он зарабатывал очень большие деньги и вскоре открыл самую крупную иконную галерею в мире.
Роде торговал в Берлине подержанными грампластинками. В иконный бизнес он попал благодаря жене африканке, которая была знакома с несколькими «дипкурьерами». Роде «вошел в дело», и часть чемоданов начала оседать в его магазине. В течение очень короткого времени он заработал миллионы и стал одним из самых авторитетных иконных дилеров того времени.
Да, уже в те годы они стали появляться на крупных аукционах, однако цены были относительно низкими. Кроме того, тогда еще практически не наблюдалось значительной разницы между ценами на иконы XV — XVI и XIX веков. Ни продавцы, ни покупатели не осознавали, насколько велик разброс цен между иконами пусть даже соседних исторических периодов. Понимание этого пришло только к концу 1980х годов, когда стало очевидно, что среди тысяч вывезенных из России икон лишь очень немногие — настоящие шедевры. Более других на формирование рынка дорогих коллекционных икон тогда повлиял известный специалист Sotheby’s Джон Стюарт. В каком-то смысле именно он и создал этот рынок. Стоимость определенных видов икон у Sotheby’s и других аукционных домов увеличилась до сотен тысяч фунтов, а лондонская галерея Темпл как-то продала одному музею икону за 800 тысяч фунтов. Крупными покупателями стали итальянские, особенно католические, банки. Заинтересовались русскими иконами и греческие коллекционеры, которые уже освоили свои «родные» греческие. Это были годы фантастического подъема на иконном рынке.
Позже он, конечно, обрушился. Причин тому было несколько. Во-первых, дилеры ринулись в Россию на поиски шедевров, и Запад заполнили высококачественные работы. Во-вторых, итальянские банки постепенно насытили свои собрания, и их активность снизилась. И, наконец, в-третьих, — уход Джона Стюарта из Sotheby’s в начале 1990х годов.
Прежде всего, он стал узкопрофессиональным. Коллекционеры приобретают иконы в основном у дилеров. Объем продаж через аукционы составляет мизерную долю, а вещи XV — XVI веков на торги практически не выставляются.
Рынок недорогих икон (до полутора тысяч долларов), наоборот, расширился, и значительная часть дилеров работает именно в этом сегменте. В Италии, где спрос на религиозную живопись является массовым, дошло до того, что недорогие иконы уже несколько лет успешно продаются через телевизионный магазин. Американцы предпочитают покупать через Интернет. Европейцы по-прежнему обращаются в специализированные антикварные магазины или к дилерам.
Достаточно редко. Рынок за последние тридцать лет четко сложился: появилось много хороших экспертов, серьезные коллекционеры стали грамотными, поэтому подделка не имеет смысла. Единственный вид иногда встречающихся «фальшивок» — иконы, отреставрированные на 80−90%, то есть, в сущности, написанные заново на старых досках, но при этом выдаваемые за оригинал.
Почти никакого. В России до сих пор не существует рынка особо ценных икон XV — XVI веков. Кстати, как нет и рынка изделий Фаберже. В обоих случаях имеют место лишь отдельные факты приобретения вещей такого класса. Так что основными покупателями дорогостоящих предметов и по сей день остаются западные коллекционеры.
Из частных собирателей, не называя имен, отмечу одного очень разборчивого бразильского коллекционера. Хорошее собрание, включающее как греческие, так и русские иконы, есть в Греции. Существуют также корпоративные коллекции у ряда западных банков. Специализированные музеи действуют в Италии и Германии. Однако период активного наполнения как корпоративных, так и музейных собраний, уже прошел.
В России мало серьезных коллекционеров. Среди столпов, безусловно, стоит отметить Илью Глазунова и Владимира Солоухина. В то время, когда они начинали этим заниматься, у них были неограниченные возможности. Солоухин даже написал книгу о собирательстве икон — «Черные доски». Надо сказать, в последнее время в Москве появился ряд коллекционеров, интересующихся иконами XV — XVI веков.
Большинство специализированных галерей - около десяти — находится в Берлине. Самая крупная и наиболее серьезная из них — галерея Томаса Мюниуса, который унаследовал ее от Козловского, когда тот ушел на заслуженный отдых.
Из парижских галерей стоит отметить «Маник». Это — не очень большая, но эксклюзивная галерея, которая в свое время продавала иконы даже Ватикану. В Амстердаме тоже есть солидная галерея — «Мёрсинг». В Италии крупным и опытным дилером является Ефим Левин, который имел отношение к организации продажи икон через Телемаркет. В Лондоне действует всего три галереи, наиболее профессиональная из них — «Темпл».
Если попробовать расставить европейские города в ряд по количеству и значимости находящихся в них галерей икон, то на первом месте окажется Берлин, на втором — Милан, а на третьем — Амстердам. Десять лет назад крупнейшим мировым центром по продаже дорогих икон был Лондон, но теперь его значимость совсем невелика, так как оба аукционных дома — Sotheby’s и Christie’s — практически утратили здесь свои позиции. Это касается их деятельности не только в Лондоне, но и в Нью-Йорке.
Первая ценовая группа охватывает иконы XIV — XVI веков. Они очень дорогие. При этом внутри самой этой группы возраст работы практически не сказывается на ее цене, которая в отдельных случаях достигает нескольких сотен тысяч долларов. Вторая группа — иконы XVII века, которые стоят значительно меньше. Иконы XVIII — XX столетия продаются совсем дешево.
В последнее время стоимость икон XVII века постепенно начала расти, так как более ранние вещи найти сложно. Диапазон цен — от пяти тысяч долларов до восьмидесяти, в зависимости от художественных достоинств работы, ее размера и сохранности. Также принимается во внимание адекватность реставрации.
К XVIII веку произошел окончательный закат иконописи, так как лучшие художники того времени стали заниматься светской живописью. Поэтому иконы третьей группы во многом просто декоративны. Цены на вещи разного возраста, но сопоставимого качества и размера, мало отличаются. Стоимость икон различных школ, например, московской и новгородской, на западном рынке также почти одинакова, за исключением Палеха, Мстеры
Отдельная область — иконы с дорогими окладами. В этой категории, даже если сама икона с точки зрения искусства ничего из себя не представляет, аксессуары могут потянуть на несколько десятков тысяч долларов. Впрочем, это уже не столько живопись, сколько ДПИ. Такие иконы формируют рынок подарков, в основном — в России. В Москве стало модно, в период религиозного бума, дарить чиновникам такие понятные дорогие вещи. Раньше подобных икон было много, так как коллекционеры ими не интересовались, а сейчас русские дилеры скупили практически все. Соответственно, взлетели цены: если на дешевые иконы они не меняются уже лет десять, то здесь выросли в три раза.
Иконы XV — XVI веков разошлись по коллекциям, важные продажи крайне редки. Теоретически, перспективы роста цен есть на работы XVII века: их спектр достаточно широк, можно отыскать интересные вещи. Что касается XVIII — XIX веков, то большие запасы икон этого периода, скопившиеся у дилеров, полностью удовлетворяют потребности покупателей. В общем, можно констатировать, что в на стоящее время развитие рынка практически прекратилось. Более того: появляется тенденция постепенного спада интереса к русским иконам.