Семьдесят лет назад, в апреле 1933 года, вышел первый номер «Искусства». Небольшого формата, на желтоватой офсетной бумаге, почти без цветных иллюстраций. Его интересно читать даже сейчас. Жесткие споры, которые велись тогда на страницах журнала и стоили кому-то карьеры, а кому-то и жизни, теперь — история. Перегибы, официоз, непонимание и несправедливость — многое можно обнаружить в подшивках «Искусства». Мы стараемся взять из прошлого самое ценное. И этот, пятьсот двадцать шестой с момента основания номер, — еще одна попытка нарисовать Картину Искусства, где есть всё: старое и новое, очевидное и загадочное, но главное — Настоящее. Своего рода мостик между прошлым и современным — рубрика «Репринт», для которой на этот раз мы выбрали, возможно, лучшую за все время существования журнала статью — «Вчера. Сегодня. Завтра» Абрама Эфроса. Впрочем, назвать объемное сочинение замечательного критика статьей или обзором — значит совершенно исказить его смысл и значение. Это — эссе о целой эпохе в нашем искусстве. Свой юбилейный номер мы посвящаем тем, без кого искусство, по большому счету, не имеет смысла, — коллекционерам. Именно они находят вещи, которые впоследствии, иногда через десятилетия, занимают достойное место в музеях. Собирать современное искусство на фоне некоторой нестабильности в экономике и полной неразберихе на арт-рынке — рискованное занятие, поэтому сейчас почти невозможно быть коллекционером, не являясь при этом энтузиастом, а для большинства — просто «человеком со странностями». Не ставя задачу нарушить монополию ученых и критиков на интерпретацию искусства, мы публикуем статью-размышление классика соц-арта Эрика Булатова о «Джоконде» Леонардо да Винчи. Когда Булатов позвонил и сказал, что хочет показать нам свою «статью», мы немного удивились: классик классиком, но одно дело холст и краски, другое — текст. Оказалось — блестящий стиль, совершенно новый взгляд. Еще один знаточеский материал посвящен исследованию картины академиста Генриха Семирадского «Танец с мечами». Изучая, как предполагалось, авторскую копию известного полотна, эксперты сделали сенсационные выводы о порядке создания нескольких вариантов картины. В дополнение к рассказу о коллекционерах современного искусства в разделе «Художественный рынок» идут два интервью на тему «искусство и деньги»: о развитии арт-рынка в Испании после диктатуры Франко и о торговле русскими иконами. Как нам кажется, попытки испанских художников и кураторов выйти «в мир» очень напоминают аналогичные начинания пропагандистов российского искусства. Так или иначе, работы современных художников и у нас, и в Испании постепенно растут в цене, а вот рынок религиозной живописи, по мнению специалистов, переживает сейчас не лучшие времена. Однако новейшая история «иконного бизнеса» не потеряла от этого ни актуальности, ни почти детективной прелести. В рубрике «Опыты» — беседа с участниками группы «Обледенение Архитекторов». О радикальном градостроении вообще и о проекте «подземная Москва», в частности. Не менее парадоксальны, на наш взгляд, изыскания молодых московских художников в сфере так называемого «нонспектакулярного искусства». Практика показывает, что даже самые странные, «невизуальные и незрелищные» произведения имеют шанс найти своего коллекционера и попасть в историю искусства.