Современное искусство глазами коллекционеров
В этом году на весенней ярмарке «АртМосква» Клуб коллекционеров современного искусства покажет очередную выставку работ из собраний своих членов. Журнал «Искусство» с радостью согласился принять участие в подготовке этого весьма важного мероприятия, поскольку оно совпало с нашими собственными планами — рассказать о нескольких интересных коллекциях нового искусства. Поэтому наш «бумажный» проект на этот раз будет иметь реальное воплощение.
Тема «Первого плана» возникла, как нам кажется, вовремя. Преодолев последствия дефолта и заработав много денег на дорогой нефти, Россия вновь переживает всплеск интереса к коллекционированию искусства. Кто только этим не занимается! На «русских аукционах» в Лондоне уже почти не услышишь нерусскую речь.
Рост числа покупателей, есте ственно, провоцирует развитие рынка. Появляются галереи, дилеры, антикварные салоны, специализированные журналы. Правда, собирают — именно в формате коллекции, а не просто для украшения стен — в основном антиквариат. Это вопрос престижа и денег. Престижа — потому что, когда в коллекции сплошь музейные вещи, социальный статус и авторитет собирателя не подлежит сомнению. Денег — потому что старое искусство стоит дорого, а значит, его обладатель — человек состоятельный и состоявшийся. Наконец, это проверенное временем искусство, из каталогов его не вымараешь, и рыночная стоимость едва ли понизится.
Современное искусство — совсем другая история. Недавний и весьма характерный пример — распродажа коллекции «Инкомбанка»: за работы старых мастеров сражались как на Sotheby’s, новых чуть было не «слили» за гроши. Да, здесь меньше «фальшаков» (хотя нонконформистов уже активно подделывают). Но зато практически отсутствует вторичный рынок: Серебрякову точно купят (если есть правильная экспертиза), с Куликом, пусть даже «из первых рук», придется побегать.
Как коллекционировать без специфической инфраструктуры? Имеет ли смысл бросать деньги на ветер? Надеяться на подсказки галериста или опираться на собственный вкус, покупая именно то, что нравится, невзирая на вполне очевидную «венчурность» инвестирования? Чего ждать от будущего, и возможно ли у нас, в России, повторение успеха, скажем, молодых британских хулиганов, чьи работы на аукционах «Contemporary art» стабильно уходят за сотни тысяч долларов? Появится ли у нас свой Саатчи? Или он уже есть, только пока наслаждается коллекцией в одиночку и присматривает помещение для музея в здании какой-нибудь заброшенной мебельной фабрики?
Коллекционеры современного искусства — люди немного безумные, но очень отважные. Недоверчивые и самоуверенные. Они привыкли рисковать деньгами, в послед нее время — достаточно большими. И они уже создали свой Клуб.
Нарисовать образ коллекцио нера современного искусства непросто. Чтобы выявить общие черты, надо сначала разобраться, что движет человеком, когда он становится собирателем. Страсть, подчас болезненная; скука; желание прославить ся в веках, завещав коллекцию музею (это теперь не слишком мод но); способ вложения и преумножения денег? Наверно, есть немного от всего. Некоторые считают, что это — профессия.
Наши герои — совершенно разные люди. Пьер-Кристиан Броше — иностранец в Москве и удачливый бизнесмен. Михаил Алшибая — знаменитый кардиохирург, астроном любитель и неистовый собиратель. Жан-Жак Герон — гражданин Франции и патриот русского искусства. Галина Осецимская — коллекционер по призванию. Андрей Поспелов — художник-самоучка, артдилер, начинающий эксперт и преданный слуга однойединственной темы в искусстве.
Наверно, общее у них — кураж первооткрывателя.
Каждый решает сам, у каждого свой подход. Один ходит на выставки в модные галереи и поддерживает художников, обласканных газетными критиками. Другой «шерстит» мастерские полузабытых мастеров в надежде откопать нечто действительно стоящее. Третий покупает только у «своих» авторов, раз и навсегда решив, кто делает лучшее искусство. Какой из источников приносит больше шедевров — судить трудно. Да и критерии у всех разные. Алшибая «убеждается» в своей прозорливости, увидев произведение открытого им художника на выставке в Третьяковке. Броше, кажется, доверяет только будущему, которое всех рассудит. Герон ощущает себя миссионером и делает выставки, самолично утверждая приоритеты. Поспелов мечтает о музее для всех, где его любимые картины увидят тысячи людей.
Кстати, в истории, по крайней мере, в российской истории, остаются имена коллекционеров имен но современного искусства.