2000-е

,

Дорога святого Иакова

,

Испания

,

Политика

,

Средневековье

Путь в настоящем. Каноник собора Сантьяго‑де-Компостела Хуан Фигейрас Фернандес — о статуе Иакова-Матамороса

Помимо изображений апостола-пилигрима, Сантьяго‑де-Компостела заполнен статуями Иакова-Матамороса, буквально мавробойца. Воинственная ипостась святого чрезвычайно важна для всего Пиренейского полуострова — например, герб португальской Эворы изображает апостола с отрубленными головами мусульман. Однако после организованных исламистами мадридских терактов 2004 года, когда были взорваны четыре пригородных поезда, духовенство Сантьяго‑де-Компостела решило убрать статую Матамороса из алтаря храма. Это решение стало причиной настоящей битвы вокруг исторического символа. За статую вступились и жители, и паломники, много дней приносившие цветы к её подножию

№ 1 (596) / 2016

Хуан Фигейрас Фернандес

Каноник собора Сантьяго-де-Компостела диоцеза Сантьяго-де-Компостела

Юрий Пальмин. Сантьяго-де-Компостела. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

Статуя святого Иакова-Матамороса действительно изображает, как апостол на белом коне и в рыцарском облачении отрубает мечом головы мусульман, и их обезглавленные тела тоже есть в композиции. Однако нужно понимать, что статуя находится в соборе с XVIII века, это работа замечательного скульптора Хосе Гамбино, и что история о том, как в эпоху Реконкисты святой Иаков вёл христианское войско на борьбу с маврами, — это просто миф, который в своё время помог сплотить испанский народ. Это история, важная в политическом отношении для того времени. Сейчас церковь, разумеется, не считает, что апостол лично участвовал в сражениях и, тем более, что он своими руками убивал представителей другой веры. Действительно, несколько лет назад возникал вопрос о замене статуи Матамороса на образ святого Иакова-пилигрима. Однако посмотрите вокруг — город полон подобных изображений, созданных многие века назад. В конце концов все и, как мне кажется, мусульмане тоже, поняли, что это просто средневековая легенда и что сейчас святой Иаков в образе всадника символизирует божественного защитника Испании, и не более того. И речи не идёт о том, чтобы перенести статую в музей.

Юрий Пальмин. Сантьяго-де-Компостела. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»
Юрий Пальмин. Сантьяго-де-Компостела. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»
Юрий Пальмин. Сантьяго-де-Компостела. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»
Юрий Пальмин. Сантьяго-де-Компостела. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

Сейчас на мессе паломников, которая проводится каждый полдень, можно увидеть представителей всех религий. И мне очень нравится эта традиция, для меня она одна из самых радостных. Каждый раз на мессе мы приветствуем всех путников, которые в этот день пришли к нам в город. Сегодня, например, к нам прибыла группа паломников из Польши и руководитель группы, польский священник, тоже участвовал в проведении мессы — это допускается и приветствуется. Конечно, есть много других паломнических ритуалов, которые совершаются пилигримами по прибытии в храм. Сейчас портик Славы, который всегда встречает входящих, на реставрации, но паломники по‑прежнему обнимают статую апостола, благодаря его за компанию в пути, поскольку по преданию он сопровождает в дороге всех своих паломников, и спускаются в крипту к гробнице.

Юрий Пальмин. Сантьяго-де-Компостела. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

Все обычно хотят посмотреть на botafumeiro, раскачивание гигантского кадила над головами участников мессы — действительно, очень впечатляющее зрелище. По традиции паломники должны покидать храм после мессы через южные врата собора, где над колонной, разделяющей створки дверей, есть медальон с монограммой Христа, греческими буквами «хи» и «ро». По обе стороны от них обычно помещают буквы «альфа» и «омега», обозначающие конец и начало всего. На наших вратах они поменяны местами, то есть выходящие в мир и обернувшиеся на собор пилигримы видят, как конец пути становится его началом.