Архитектура

,

Градостроительство

,

Дорога святого Иакова

,

Испания

,

Средневековье

,

Франция

Города и дороги

Путь святого Иакова переменил географию Европы: с новыми дорогами росла паломническая инфраструктура, возникали новые города, а в них церковные и светские постройки новых типов. Призванная оформить и организовать движение пилигримов, менялась архитектура. Свежевозведённые соборы надолго стали законодателями вкусов и зодческих мод

№ 1 (596) / 2016

Юрий Пальмин. Конк. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

В 829 году по приказу астурийского короля Альфонса II Целомудренного на месте, где чудесным образом были обнаружены останки святого Иакова, возводится первая церковь. И уже в Х веке в Сантьяго‑де-Компостела появляются первые иноземные пилигримы. Со временем желающих поклониться апостолу становилось всё больше и больше, и к середине XII века полностью сформировалась география паломничеств. Четыре пути вели путников по Франции: Тулузская дорога, шедшая с востока через Сен-Жиль в Тулузу; Поденская дорога, бравшая своё начало в Ле-Пюи и проходившая через Конк и Муассак; Лиможская дорога, начинавшаяся в Бургундии, в Везле, и следовавшая через Лимож и Перигё; и, наконец, Турская дорога, ведшая с севера от побережья Ла-Манша в Тур, Пуатье и Бордо. Три последних соединялись в Ронсевалле, а Тулузская вела в Испанию через перевал Сомпорт. Все вместе они сливались в единый путь в местечке Пуэнте-ла-Рейна, откуда паломники единым потоком следовали по территории Испании по так называемому Французскому пути i Подробнее про историю формирования и развития паломничеств в Сантьяго-де-Компостела см.: Les chemins de Saint-Jacques de Compostelle. — Cedex, 1999, p. 71—102. .

Паломнические базилики

Паломничества быстро развивались, требовали возведения новых церквей и перестройки старых, которые теперь должны были принять огромный, доселе невиданный поток верующих. Под влиянием новых задач в XI—XII вв.еках зародился и расцвёл новый архитектурных стиль — романский. Свежие конструктивные решения, во многом обусловленные паломничеством, воспел в своём сочинении бургундский хронист Рауль Глабер, так описавший обновлённый архитектурный облик Европы после тысячного года: «Мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей» i Цит. по: Гофф Ж. Ле. Цивилизация средневекового Запада. — Екатеринбург, 2005, с. 73. .

Юрий Пальмин. Лимож. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

Популярность святынь Сантьяго‑де-Компостела вызвала к жизни особый тип церкви — «паломническую базилику». Нам известны пять таких зданий. Четыре находились во Франции на основных дорогах: несохранившиеся церкви Сен-Мартен в Туре (1040—1100) и Сен-Марсьяль в Лиможе (освящена в 1095 году) и те, которые можно увидеть сейчас, Сен-Сернен в Тулузе (1070—1119) и Сент-Фуа в Конке (1040—1130). Пятая же была возведена в Испании, в самом Сантьяго‑де-Компостела (1075—1211). Эти храмы должны были вмещать максимальное число паломников, а заодно организовывать их движение по внутреннему пространству так, чтобы вновь прибывшие, поклоняясь реликвиям, не мешали богослужению, идущему у главного алтаря. Базилики получили трёхнефные трансепты и круговые обходы вокруг алтаря — деамбулатории с апсидиолями вокруг хора. Причём обхода было два — на верхнем и нижнем ярусах, — так как над боковыми нефами располагались галереи — эмпоры, увеличивавшие вместимость базилик примерно в полтора раза. Для размещения дополнительных алтарей к восточной стене крыльев трансепта пристраивалось ещё несколько капелл.

Главной проблемой паломнических базилик стал недостаток освещения. Галереи второго яруса помогали разместить паломников, но из‑за них свет внутрь поступал только через окна апсиды, фасадов трансепта и световой башни на средокрестье. Интерьеры стали совсем тёмными, поэтому и оформлены они были достаточно скромно, без особых скульптурных изысков

Фактически паломнические базилики суммировали весь предыдущий опыт церковной архитектуры. Когда реликвии ещё только набирали популярность, пришедшие им поклониться обходили вокруг гробницы святого. Такие гробницы обычно находились в подземных помещениях храмов — криптах, и архитектурное оформление движения паломников началось именно с них. Так возник подземный деамбулаторий с венцом капелл в старом соборе в Шартре. За ним последовал надземный деамбулаторий в Сен-Фелибер в Турню (920—1120) с прямоугольными эшелонированными капеллами, в которых прихожане могли молиться в одиночестве. Важным этапом этого процесса стала реконструкция церкви Сен-Мартен в Туре после набега норманнов в 911 году. Базилика получила надземный деамбулаторий вокруг гробницы святого Мартина, который строители дополнили полукруглыми апсидами, более удобными, чем ранние, прямоугольные, поскольку они обеспечивали лучший доступ к располагавшимся в апсидах алтарям i Романское искусство. Архитектура, скульптура, живопись. — Köln, 2001, c. 146. .

Юрий Пальмин. Отен. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

Что касается усложнившегося трансепта (поперечного нефа), то это новое решение возникло под влиянием экспериментов в аббатстве Клюни (перестройки восточной части Клюни II в 955—988 годах). Там тоже появились дополнительные капеллы с восточной стороны трансепта.

Главной проблемой паломнических базилик стал недостаток освещения. Галереи второго яруса помогали разместить паломников, но из‑за них свет внутрь поступал только через окна апсиды, фасадов трансепта и световой башни на средокрестье. Интерьеры стали совсем тёмными, поэтому и оформлены они были достаточно скромно, без особых скульптурных изысков. Архитектура этих зданий также тяжеловесна и проста.

Собор в Сантьяго-де-Компостела

Собор в Сантьяго‑де-Компостела стал самой поздней из паломнических базилик. Остатки первых церковных построек 829 и 899 годов сейчас образуют часть крипты современного здания, строительство которого началось при кастильском короле Альфонсо VI в 1075 году. За образец была взята церковь Сен-Сернен в Тулузе, но в отличие от французского памятника, выполненного в кирпиче, собор в Сантьяго‑де-Компостела был возведён из местного гранита. Работы заняли больше века. В 1168—1188 годах был закончен западный портал — знаменитый портик Славы. По сравнению с французскими базиликами в испанском храме ярче выражена вертикаль (высота центрального нефа 21 метр при ширине 8 метров), и сама форма визуально воспринимается более легкой. Возможно, всё это произошло под влиянием нового готического стиля, который вместе с французскими паломниками понемногу преодолевал Пиренеи.

Внешний облик собора сильно искажён позднейшими перестройками. От эпохи романики сохранился только южный фасад трансепта, так называемый портал Ювелиров, скульптурный декор которого был сильно перебран и разрознен при позднейших перестройках.

Юрий Пальмин. Везле. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»
Юрий Пальмин. Муассак. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»
Юрий Пальмин. Шартр. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»
Юрий Пальмин. Отен. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»
Юрий Пальмин. Конк. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

В 1738 году, уже в эпоху барокко, строительство продолжилось. Главным архитектором был назначен Фернандо де Касас-и-Новоа. Под его руководством начались работы над новым грандиозным западным фасадом. Новый фасад призван был скрыть и защитить романский портал Славы, вместе с тем придав особую помпезность и выразительность зданию. Его рисунок крайне динамичен. Высокие и стройные башни, фланкирующие фасад, имеют пирамидальное завершение. Трёхъярусная композиция увенчана фронтоном сложной формы, в самом центре которого, в открытой арке, помещена скульптура апостола Иакова. Можно сказать, что в архитектуре этого фасада соединились испанское барокко и французское рококо.

Французы приносят готику

Готика обосновалась в Испании рано и прочно. В XII веке тамошние строители уже увлекались стрельчатыми арками и крестовыми нервюрными сводами — примерами тут могут послужить собор в Саморе (заложен в 1151 году), собор Санта-Мария в Саламанке (заложен в 1152 году) или церковь монастыря Лас-Уэльгас близ Бургоса (заложена в 1183 году). Но поначалу готические элементы были декоративными и не затрагивали конструкции.

Затем, уже в XIII веке, в Бургосе и Леоне, то есть прямо на Французском пути, возводятся большие соборы — самые французские во всей испанской готике. В 1221 году был заложен первый камень в основание собора Санта-Мария в Бургосе. Первоначальный замысел этой постройки (принадлежащий, вероятно, мастеру Рикардо) предполагал возведение трёхнефного здания с выделенным трансептом, деамбулаторием и небольшими капеллами вокруг хора. Планировка восточной части храма больше всего напоминала собор во французском Бурже. Сходство с этим французским памятником также читалось и в интерьере: в конструкции опор — круглых пилонов с прислонёнными полуколонками-нервюрами, — и в сложном рисунке глухого трифория. В середине XIII века работы возглавил новый мастер по имени Энрике. Он расширил пресбитерий и возвёл деамбулаторий с пятью многоугольными капеллами наподобие французских храмов в Реймсе и Лиможе. В 1260 году храм был освящён, однако строительство продолжалось. Следующий архитектор Жоан Перес возводит западный фасад собора (шпили башен — уже XV века). По своему рисунку он напоминает фасады соборов в Париже и Реймсе: трёхчастный портик внизу, зона розы в центральной части, ажурная галерея со скульптурными изображениями королей, фланкирующие фасад башни.

Собор в Леоне, в отличие от Бургоса, был построен довольно быстро (начат в 1255‑м, в общих чертах закончен в 1330‑х). Руководил работами всё тот же мастер Энрике, снова взявший за образец Нотр-Дам в Реймсе. Планировка испанского собора довольно точно воспроизводит французскую модель: это трёхнефный храм с выступающими рукавами трансепта, который сливается с расширенным пространством хора с деамбулаторием и венцом капелл. Как можно заметить, именно развитие паломничеств способствовало быстрому перемещению моделей, созданных в рамках одной национальной и художественной традиции, в другие земли.

Юрий Пальмин. Лимож. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

Уже под влиянием соборов в Бургосе и Леоне развивалась архитектура всех северных областей Испании: велись эксперименты с восточными частями церквей, где появлялись деамбулатории с венцами из полигональных капелл, активно использовались крестовые нервюрные своды (тут достаточно упомянуть собор в Бурго-де-Осма, начатый в 1232 году, и церковь в Ларедо середины XIII века). Одно время даже собор в Сантьяго‑де-Компостела планировали перестроить на французский манер по образцу Бургоса.

Параллельно в Галисии распространяются решения, которые несут с собой нищенствующие ордена, в частности францисканцы, которые тоже активно участвуют в паломничествах. В 1214 году в Сантьяго‑де-Компостела был основан монастырь Сан-Франсиско, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени. Его однонефный храм с трансептом и тремя апсидами в алтарной части, перекрытый нервюрными крестовыми сводами, воспроизводил модель церкви Сан-Франческо в Ассизи. В свою очередь, это здание стало образцом для многих более поздних галисийских храмов, принадлежащих ордену, таких как церкви Сан-Франсиско в Понтеведре и Луго.

Города на Дороге

Паломнические пути меняли не только церковную архитектуру. Монашеские ордена, занимавшиеся лечением и погребением паломников, — клюнийский, цистерцианский и другие — строили для них многочисленные больницы и лепрозории. Августинцы через каждые двадцать лье возводили постоялые дворы, и, поскольку паломников было очень много, города вдоль Дороги росли и процветали. Возник даже особый тип линейного города, где все постройки узкой полосой располагались по обе стороны от дороги, ведущей к святыням. Со времён Ренессанса Путь святого Иакова называли «Главной улицей Европы» (Calle Mayor de Europa), а сейчас в списках самых красивых исторических маршрутов это название фигурирует почти как официальный термин.

Юрий Пальмин. Лимож. Из серии «Дорога святого Иакова», 2015—2016
Цифровая фотография. Размеры варьируются. Собственность автора. Специально для журнала «Искусство»

К линейным городам относятся Конк во Франции, Бургос и Логроньо в Испании. Причём Конк никогда не занимался ничем, кроме обслуживания паломников, так что когда его монастырская церковь Сент-Фуа была закрыта в 1425 году, город пришёл в упадок. Зато благодаря этому Конк навеки застыл в границах своей средневековой застройки и остаётся одним из самых живописных мест во Франции. Город стоит на склоне холма, а его структуру задают три почти параллельные улицы, центральная из которых ведёт прямо к паломнической церкви.

Поскольку паломников было очень много, города вдоль Дороги росли и процветали. Возник особый тип линейного города, где все постройки располагались по обе стороны от пути, ведущего к святыням. К таким городам относятся Конк во Франции, Бургос и Логроньо в Испании

Другое дело Бургос и Логроньо — они развивались очень успешно. Бургос, например, стал одним из крупнейших индустриальных центров Испании. Причина тому — налоговые льготы для жителей-иностранцев. В «путевых» городах севера Испании появлялись даже отдельные кварталы с особым статусом i См. подробнее: V. Lampérez y Romea Historia de la arquitectura cristiana española en la Edad Media, 2 vols. — Madrid, 1930.  — «франхинеос», где жили только эмигранты. Именно здесь ярче всего развиваются ремёсла, которые обеспечивали городской доход. Интересно, что обслуживание пилигримов постепенно перестало быть самой важной отраслью Бургоса, но застройка его до сих пор не изменилась, и план города, сложившийся под влиянием Пути, можно легко распознать и сейчас.

Гребешки святого Иакова

На своём маршруте нынешние паломники повсюду обнаруживают символ Дороги — раковину морского гребешка («гребешок святого Иакова»). По преданию, апостол крестил им новообращённых, когда проповедовал в Галисии. Постепенно раковина превратилась в один из излюбленных архитектурных мотивов в постройках, связанных с Дорогой. Она служила своеобразным указателем, облегчавшим путешествие. Наиболее известен декор Дома с раковинами в Саламанке (конец XV века), фасад которого украшают четыреста раковин святого Иакова. Этот же орнаментальный мотив очень быстро разошёлся по всей Испании и Португалии, став частью стилей платереско и мануэлино (монастырь Сан-Маркос в Леоне, постоялый двор Католических королей в Сантьяго‑де-Компостела, монастырь Жеронимуш в Лиссабоне). Мотив был настолько любим и популярен, что даже в Москве можно увидеть его отголоски на доме Арсения Морозова на Воздвиженке i Архитектор Виктор Мазырин. .

Однако с XV века Путь в Сантьяго‑де-Компостела перестал быть законодателем вкусов в архитектуре и градостроительстве. Приходит новая художественная мода на классическую традицию, пути распространения которой уже не связаны с пилигримами.