Книги издательства «GARAGE»

,

Анонс

«Мстёрский ковчег. Из истории художественной жизни 1920-х годов» Михаила Бирюкова

В 1918 году художник Фёдор Модоров задумал реорганизовать существовавшую в Мстёре иконописную школу в художественно-промышленные мастерские, ведь после революции старые формы искусства должны были сменяться новыми. Его детище — свободные мастерские — сложились как удивительная форма общности, коммуна, где жили и работали одновременно иконописцы, академисты и авангардисты. Обновлённая школа потребовала и новых, революционных стратегий художественного образования, в частности предполагалось употребить ненужные при новой власти навыки иконописцев и кустарей для создания передового искусства. Мордов хотел не просто спасти оставшихся без работы ремесленников, переведя их на другой род производства, но создать своего рода коммунистический монастырь, трудовое братство художников, и, во-многом, ему это удалось.

«В начале 1920-х романтический образ Айседоры Дункан создал моду на современный танец. Заболевшая балетом воспитанница коммуны Мария Антонова тайком уехала в Москву и поступила в школу Дункан. То, что она увидела там, очень скоро ее разочаровало: „Носятся, как сумасшедшие, босые девочки в красных хитонах. Ни красоты, ни радости…“ И она вернулась в Мстёру, где жили и красота, и радость, прочувствованные после шальной разлуки с новой остротой».

«Сельская академия» просуществовала до 1929 года, когда советское руководство решило, что время для экспериментов прошло и присоединило мстёрскую школу к Владимирскому педагогическому техникуму. Что же касается основателя мастерских, то Фёдор Модоров переехал в Москву и сделал там прекрасную карьеру — возглавил Суриковский институт, при нём обретший репутацию оплота ретроградов, публично приветствовал закрытие в 1940-м году Музея нового западного искусства, а впоследствии публично благодарил Хрущева за порку формалистов. За свои заслуги Модоров получил звание народного художника СССР.

Михаил Бирюков исследует непростые судьбы советских работников культуры, а мы делимся фрагментом этого текста в сотрудничестве с издательской программой музея «Гараж».