Побег

,

Эскапизм

,

Акционизм

,

Инсталляция

,

Перформанс

Андрей Кузькин: «Когда ты в лесу, нет у тебя никакого статуса»

Сегодня бытует представление, что самореализация возможна, только если она подтверждена одобрением как можно более широкой аудитории, а бессмертие — это публичный акт, которого без публики просто не бывает. Художник Андрей Кузькин, убегая в лес и проводя свои акции без зрителей, кажется, опровергает эти воззрения

№ 1 (616) / 2021

Андрей Кузькин

Российский художник, лауреат премии «Инновация» (2008), лауреат премии Кандинского (2016), участник 2‑й Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж», VIII Московской биеннале современного искусства в Новой Третьяковке, персональные выставки в Московском музее современного искусства, в ЦСИ «Фабрика»

Андрей Кузькин. Молельщики и герои, 2016—2019
Хлеб, соль, клей ПВА, металл, кровь, МДФ
В одном из интервью вы упоминали, что самое сильное ощущение от перформанса «Постельный режим» — это убегание, исчезновение из поля зрительского внимания. Вы тогда спали на дачном участке Ани Жёлудь, все ждали 8 часов, пока проснётесь, чтобы задать вопросы, а вы убежали после акции, чтобы не разрушить её герметичность. Почему это для вас важно?

То, что произошло в этом перформансе, — фактически повторение одного из эпизодов моего детства. Мне тогда было шесть лет, и я жил у бабушки с дедушкой в посёлке Нахабино под Москвой. Мой отец умер, когда мне было три года. А мама к нам приезжала. Мы часто гуляли в лесу. И в какой‑то момент, не знаю, может, мне показалось, что мне уделяют мало внимания, но я ­почему‑то­­ решил не идти со всеми, сильно отстал и убежал в лес. Это очень сильное детское переживание. Меня тогда по следам нашёл дед, а я сидел под ёлкой и плакал — как сейчас это помню. Меня переполняли разные эмоции, но желание побега было очень сильным. Суть эскапизма в том, что ты ищешь что‑то настоящее, что‑то стоящее. Меня это правда волнует, и поэтому то, чем я в последнее время больше всего занимаюсь, и есть некие эскапистские практики, акции и перформансы на природе без зрителей или очень небольшой компанией. Я никого туда специально не зову. Всё это документируется, но крайне редко показывается. Меня так занимает эта тема, поскольку в подобных практиках ты вступаешь в коммуникацию не с людьми, а с самим собой и окружающим миром природных явлений. И мне это гораздо интереснее, чем выстраивать коммуникацию с большим количеством зрителей. Видимо, это свойство характера.

Андрей Кузькин. Постельный режим, 2012
Документация перформанса в негалерее «Обочина» Ани Жёлудь, Московская область, деревня Аринино

Один человек обтянул весь участок белым полотном, а концы ткани заправил в кровать, вставленную перпендикулярно в дыру в заборе. Затем он улёгся на эту кровать и проспал там целый день. — А. К.

Сознательное выпадение из разного рода институциональных систем — это же тоже побег?

Естественно. Может, это поиск психологического комфорта или особенности моего воспитания. Мы же все понимаем, что арт-рынок и цены на работы художников — это не совсем правда или даже совсем не правда. Нам всем приходится жить в этой системе координат, но это значит, что мы сами сужаем своё сознание. Поэтому я нашёл свой способ делать акции — в никуда и в нигде. Это своего рода манифест. Ты заранее принимаешь то, что твоя работа погибнет в лесу.

Андрей Кузькин. Усталость, вынос масс, 2008
Документация акции на пустыре под ЛЭП в районе метро «Кантемировская», Москва

Один человек вышел на улицу с огромной кипой листовок — на каждой крупно было напечатано одно слово «УСТАЛ». Он положил листовки на землю, развернул над собой транспарант с тем же словом и так стоял некоторое время. — А. К.

Как мне кажется, вы работаете с нынешним представлением, что бессмертие — это публичный акт, что без публики бессмертия не бывает. А вы это опровергаете.

То есть если ты не публичен, тебя не существует? Сложный вопрос, я об этом особенно не думал. Когда меня спрашивали, что меня интересует в смысле продвижения, я говорил, что меня интересуют лес и музей. Среднее звено в виде галерей — нет. Только в состоянии продолжительного одиночества, а для меня оно может наступить только на природе, я могу почувствовать что‑то, в чём вижу смысл. И мне бы, конечно, хотелось сохранить эти мысли, чувства и эмоции, в конечном итоге передать кому‑то и тем самым сохранить. Другое дело, что когда ты вечно находишься в публичном информационном потоке, эти мысли не возникают и сохранять нечего.

Андрей Кузькин. Операция «Лес», 2012
Документация акции в Битцевском парке, Москва

Один человек с группой товарищей отправился в зимний лес, где предложил собравшимся забраться на стволы деревьев и повисеть там какое‑то время. — А. К.

Отличие сегодняшней ситуации от прошлых эпох как раз и заключается в девальвации высказываний. Раньше не было социальных сетей и активного общения людей друг с другом, они замыкались в своих, быть может, ошибочных суждениях и тем самым развивали какие‑то собственные взгляды, придумывали что‑то, что потом становилось интересным другим. Люди отличались друг от друга и в конечном итоге были интересны друг другу. Сейчас мысль или проект не вынашиваются. Как только малейшая мысль возникает, человек делится ею со всем миром. Запостил в фейсбук — получил мгновенную реакцию. В обилии этих мелких мыслей и мыслишек крупного ничего и не рождается. И я такой же, никуда от этого не могу деться. Но всё же стараюсь. Сейчас провёл в деревне месяц, выключив телефон, чтобы не засорять мозг. И пока мозг находится вне информационного шума, он начинает что‑то вырабатывать, куда более ценное, чем-то, что генерит, отзываясь на запросы каких‑то внешних раздражителей. Только это меня и интересует.

Андрей Кузькин. Зелёные качели, 2013
Документация акции, проведённой совместно с Марией Сумниной и Владимиром Мачинским в лесу рядом с посёлком Аникеевка Московской области

Один человек попросил друзей разложить на снегу найденные им вещи, а сам, нарядившись в специальную одежду, закрепил между двух ёлок зелёные качели и качался на них. — А. К.

А вот что касается бессмертия, мой ответ такой: то, что люди хотят сохранить, они сохранят. Например, коллекционеры сомневаются, что мои работы из хлеба будут храниться, думают, что они развалятся, сгниют. На это я отвечаю, что если люди будут чувствовать в них какую‑то ценность, они найдут способ эти работы сохранить.

Андрей Кузькин. Другой берег, 2008
Инсталляция в арт-лагере «Веретьево» в округе Дубна Московской области

Один человек на противоположном от людей берегу реки установил надпись: «ЗДЕСЬ ГОРАЗДО ЛУЧШЕ». — А. К.

У Ильи Кабакова много убегающих и улетающих персонажей. А у Пивоварова важный персонаж — одинокий человек. Мне кажется, они вам внутренне близки.

Кабаков с Пивоваровым мне, конечно, близки. Но Кабаков, и в какой‑то степени Пивоваров, используют персонажей, то есть это больше литература. Я же по сути сам являюсь таким персонажем. Если вы про «Памятник одинокому наблюдателю», то он появился потому, что я сам ходил ночью по Каширскому шоссе, сидел в этом самом месте и смотрел на дорогу — ощущал себя наблюдателем. Вокруг тебя шумят машины, а ты сидишь и смотришь на них со стороны. И эти эмоции и ощущения оказываются для тебя важным и истинным. Когда ты сам едешь в этом потоке машин на шоссе, и ты сам, и всё вокруг — бессмысленная суета. А на обочине ты сам выбрал место, ты пришёл и что‑то здесь почувствовал, и тебе важно сохранить эту чувство, которое показалось тебе ценным. И ты придумываешь форму, чтобы его сохранить. В ретроспективном проекте «Право на жизнь» фотографии на планшетах я сначала хотел подписывать «Один художник…» или просто «Художник…». Потом подумал, что в массовом сознании художник — это человек, который рисует, а я — не художник, потому что почти не рисую. И я назначил себя «одним человеком» — так на планшетах появилась подпись — «Один человек сделал то‑то и то‑то…».

Андрей Кузькин. Путешествие с белой нитью, 2020
Документация акции между посёлками Аникеевка и Нахабино в Подмосковье

Один человек пошёл в лес с большой катушкой верёвки. В лесу он привязал конец верёвки к дереву и после долго гулял, разматывая за собой нить, пока не вернулся к тому месту, откуда начал движение. — А. К.

Если честно, мне кажется, что с приходом успеха тема побега для вас стала менее значимой. Статус вас успокаивает?

Нет, это не так. Сказать, что не успокаивает, тоже нельзя. Это было бы неправдой. Меня всегда волновала тема, что если от меня ничего не останется в жизни, она будет совершенно бессмысленной. Из-за этого я начал заниматься искусством и говорить о том, что меня волнует. Мой отец, тоже художник, умер, немного не дожив до 33 лет, и до этого рокового возраста я очень торопился и старался как можно больше сделать и о себе заявить. После этого пришёл какой-никакой успех, но я сейчас понимаю, что ничего это не значит. Конечно, заниматься тем, чем хочешь, когда есть деньги, проще, чем делать то, что тебе не нравится, когда денег нет. Но даже в этом делании того, что не нравится, в сопротивлении ему, могут открыться вещи, которые иначе тебе не откроются. Другими словами, нет у меня никакого статуса. И долгое пребывание в социуме меня тяготит, я чувствую себя неестественно. Вроде мне и приятно, а с другой стороны, я испытываю чувство стыда от того, что мои работы выставляются. Мне кажется, многие вообще не понимают, о чём я говорю. Можно подумать, что мои слова — это дань какой‑то моде. Но находясь далеко от всей этой арт-системы, я разговариваю, условно говоря, с Богом. Нет, я не считаю себя правильно верующим, но всё же — это разговор с чем‑то большим. Когда ты в лесу, нет у тебя никакого статуса. И там я ощущаю себя куда более нормально.

Андрей Кузькин. Силуэт, 2020
Документация акции между посёлками Аникеевка и Нахабино в Подмосковье

Один человек изготовил зеркальный силуэт человека. Он нарядил его в чёрный комбинезон, пронёс через весь город и в конце концов вывез его в лес, где раздел и оставил. — А. К.

Раньше вы говорили, что не хотите быть внутри системы современного искусства, а сейчас что‑то изменилось?

У меня есть несколько близких друзей, с которыми я общаюсь, и мне более чем достаточно. Из тусовочного общения я не черпаю вдохновения, оно ничего мне не даёт, наоборот, угнетает. Но в каком‑то смысле я, конечно, социализирован. Ничего другого я делать не умею, и я рад, что-то, что я делаю, нравится кому‑то ещё, это даёт мне возможность жить в материальном смысле, не заниматься другой работой. Но при этом я думаю, что совсем уйти — это тоже не выход. Должно быть синусоидальное движение: ты уходишь, набираешь опыт, потом возвращаешься. Долго жить без этих эскапистских практик для меня невозможно. Совсем уйти — тоже нет. Получается, одной ногой здесь, другой там.

Андрей Кузькин. Установка памятника одинокому наблюдателю, 2008
Документация акции на пересечении Нахимовского проспекта и Каширского шоссе, Москва

Один человек установил на перекрёстке дорог старый стул, на спинку которого была прикреплена свинцовая табличка с надписью «Одинокому наблюдателю». — А. К.

И после всех перформансов, что вы провели, вам стало легче?

Да, однозначно. Ты чувствуешь, что чего‑то достиг, что‑то успел. Однако каждый раз после возникает мучительный вопрос: а что ­дальше‑то? Вроде я всё уже сделал, всё сказал, ничего более сильного я сделать не могу — зачем дальше что‑то делать? У меня раньше было романтическое понимание художника как персонажа, который должен дойти до предела и, достигнув его, либо покончить с собой, либо умереть от наркотиков. Поэтому меня немного смущает судьба Марины Абрамович, которая сравнивает сейчас сама себя с кока-колой, открывает школы перформанса и прочее. Я могу откровенно рассказать историю, связанную с последней инсталляцией — хлебными человечками. Я её делал три года и загнал себя в очень тяжёлое психологическое состояние, потому что работа посвящена людским страданиям. В ней есть также политическая составляющая, речь идёт о людях как о винтиках некой системы, когда в каждый момент тебя могут раздавить и ты уйдёшь без следа. От представлений о человеке как о венце творения, разговаривающем с Богом, я переместился вот в эту парадигму лжи, страха, забвения. Ты раскручиваешь себя на эмпатию, переживаешь все ужасы, с которыми сталкиваются люди, у которых нет выхода, и в жизни тоже нет выхода. В какой‑то момент это становится невыносимым. Впервые в жизни мне понадобилась медицинская помощь, какое‑то время я сидел на антидепрессантах, провёл несколько недель в больнице, и вопрос, куда и зачем дальше — был для меня крайне острым тогда.

Андрей Кузькин. Перформанс с деревом, 2013
Документация акции в деревне Пустынь, Южский район, Ивановская область

Один человек спилил дерево, лёг на спину, установил дерево себе на грудь и так лежал какое‑то время. — А. К.

Кажется, это Бьорк сказала, что без депрессии не напишешь песню.

Моё искусство в целом рождается не из радости жизни. Искусство — это выход и побег: когда ты что‑то высказываешь, ты освобождаешься. Но суть депрессии в том, что ты теряешь смысл этого высказывания, не понимаешь, зачем это — то, что тебя кто‑то услышит, поймёт, полюбит. На самом деле, когда я начинал заниматься искусством, истоком было тоже депрессивное состояние — невозможность получить любовь или понимание в семейном кругу. Осознавая это, ты обращаешься со своими проблемами, мыслями, часто негативными, ко всему миру в надежде, что тебя услышат и что ты не один. Но в какой‑то момент ты теряешь доверие. Слушателей становится слишком много, ты получаешь первый заряд любви, всеобщего внимания, вроде всё хорошо, но ты начинаешь к этому присматриваться и не понимаешь, можно ли этому доверять. Ты теряешь ценность, остаёшься у разбитого корыта, теряешь близких друзей. Я даже начал делать для друзей что‑то в надежде наладить контакт, который был в студенчестве, потому что связь с ними может быть важнее, чем связь с сотнями зрителей.

Андрей Кузькин. Путешествие деревянного чемодана, 2008
Документация акции в деревне Пустынь, Южский район, Ивановская область

Один человек сколотил деревянный чемодан, внутри которого была сделана объёмная надпись «ВСЁ ХОРОШО». Он отвёз чемодан в то место, которое любил, и там гулял с ним. — А. К.

Однако на самом деле инсталляция про хлебных человечков в меньшей степени личная. Многие мои работы основаны на личном опыте, а эта — нет. Эта работа по русский народ, психотип, сложившийся под влиянием православия, который подразумевает, что мы не боремся, мы страдаем и умираем. Я это много раз писал и говорил, поскольку работа выставлялась на Московской биеннале и в «Гараже», но после всего этого больнично-депрессивного опыта какие‑то приоритеты в моей голове сместились. Раньше на вопрос, что ценнее — жизнь или искусство, — я бы однозначно ответил «искусство», жизнь это лишь сопутствующее. А вот сейчас мои приоритеты другие. Жизнь важна, в том числе повседневная, а моя максималистская установка подразумевает, что я должен был умереть, как только закончил работу. С этой работой было много проблем — и с площадкой, и с деньгами, чтобы её закончить. И благодаря моим близким эти проблемы были решены. То, что я её закончил, в каком‑то смысле победа. Но из этой победы я вынес опыт, что загнавшись, твой мозг способен убить твоё тело. Если ты не готов к этому — а я, как выяснилось, был не готов, — лучше тебе понимать, куда можно ходить, а куда не надо. Есть в этом определённая слабость, но вот, жив.