XX век

,

Забытое

,

Неофициальное искусство

,

СССР

,

Частные коллекции

Музей в реальном времени

Коллекция Татьяны и Натальи Колодзей — из тех времён, когда целенаправленное собирание современного искусства было проявлением, с одной стороны, нонконформизма, а с другой — оптимизма. Это сейчас андерграунд спешат провозгласить классикой, а тогда речь шла всё‑таки о подполье на неограниченный срок. Несколько тысяч первоклассных работ, около трёх сотен художников — это музей

№ 4 (583) / 2012

Пётр Беленок

Пётр Беленок. Феномен, 1979
Оргалит, темпера, тушь, коллаж, 140 × 122 см

Пётр Беленок (1938—1981) — художник-фотореалист, обозначавший свою художественную систему как «панический реализм». Член Союза художников СССР с 1967 года. В процессе создания работ совмещал различные фрагменты фотоизображений, помещая их в контекст научной фантастики и добиваясь сюрреалистических эффектов.

Борух (Борис Штейнберг)

Борух (Борис Штейнберг). Композиция с синим цветом, 1973
Смешанная техника, 77,7 × 102 см

Борух — творческий псевдоним Бориса Штейнберга (1938—2003), созданный для того, чтобы его не путали с братом, художником Эдуардом Штейнбергом. В 1974 году примкнул к кругу Оскара Рабина, участвовал в «Бульдозерной выставке». В 1977—1978 оказался в закрытой психиатрической лечебнице, где организовал творческую мастерскую и активно работал, в том числе обратился к графике, много работал с металлом. После выхода из больницы вёл замкнутый образ жизни.

Борис Козлов

Борис Козлов. Монахиня, 1963
Картон, масло

Борис Козлов (1937—1999) — художник-шестидесятник религиозной направленности, с 1959 года и до самой смерти работал над проектом «Храм». Центральное произведение — картина «Страшный суд» (закончена в 1996 году). Серьёзно повлиял на развитие современного иконописания.

Владимир Пятницкий

Владимир Пятницкий. Композиция, 1972
Холст, масло, 159,5 × 93 см

Владимир Пятницкий (1938—1978) принадлежал к числу культовых фигур московского андерграунда. В 1960—1970‑х годах входил в Южинский кружок, сложившийся вокруг Юрия Мамлеева. Близкий друг Венедикта Ерофеева. Участвовал во многих выставках альтернативного искусства, включая экспозицию в Измайловском парке 1974 года.

Алексей Тяпушкин

Алексей Тяпушкин. Эстетический эксперимент, 1967
Картон, масло, коллаж, 73,5 × 48,0

Алексей Тяпушкин (1919—1988) — артиллерист, Герой Советского Союза, получил это звание за боевые подвиги, после окончания Великой Отечественной войны продолжил прерванное художественное образование, был принят в Союз художников, с 1960‑х занимался абстрактным искусством, участвовал в «Бульдозерной выставке» и оказался первым арестованным художником. В 1980 году открылась его первая персональная выставка в Москве.

Юрий Соболев

Юрий Соболев. Без названия, 1965
Бумага, тушь, смешанная техника

Юрий Соболев (1928—2002) с 1967 года работал главным художником журнала «Знание — сила», вокруг которого сплотились Илья Кабаков, Анатолий Брусиловский, Эрнст Неизвестный, Владимир Янкилевский, Юло Соостер и др. В девяностые основал в Царском Селе школу молодых художников «Запасной выход» и летний фестиваль «Кукарт», вырастил целое поколение художников-перформансистов.