Колонка Пархомовской

Картинки с выставок

Иные счастливые арт-критики все же умудряются посмотреть европейские выставки и пишут нам письма о том, как там все интересно. Вот, например, дневники Ники Пархомовской, присланные из Брюсселя, где сейчас и Хокни, и Гойя, и Модильяни

Ника Пархомовская

Театральный критик и продюсер, выпускница Российского государственного института сценических искусств и «Школы Театрального Лидера». Обозреватель журнала «Театр», сотрудничает с газетой «Ведомости», порталами Colta.ru и «Такие дела». Читает лекции по истории и менеджменту театра и танца. Автор идеи и ведущая семинаров по социальному танцу. Занимается организацией театральных и прочих событий, в частности продюсирует социокультурный проект фонда «Альма Матер» «Квартира» и образовательную платформу современного танца СОТА

Вылазки в Европу теперь такая редкость, что стараешься успеть по максимуму. Вот и я за девять с половиной новогодних дней, отведенных под театральный фестиваль и короткие рождественские каникулы, умудрилась посетить еще с полдюжины музеев и с десяток выставок. Все они были очень разные, концептуальные и олдскульные, живые и надуманные, но особенно запомнились три монографических, про которые хочется рассказать отдельно.

Дэвид Хокни в BOZAR


Дэвида Хокни. № 125, 19 марта 2020. Из серии «Приход весны. Нормандия, 2020»
Рисунок на iPad

В Брюссельском BOZAR Centre for Fine Arts, который является одновременно и концертным залом, и галереей, и синематекой, сейчас проходит одна из самых громких выставок последнего времени. После тридцатилетнего перерыва сюда вернулись работы британца Дэвида Хокни, чья «приятная во всех отношениях» живопись нравится решительно всем. В дополнение к старой доброй классике 1950−60-х годов из лондонской галереи Тейт в бельгийскую столицу привезли и последние работы 83-летнего мэтра, в том числе его знаменитые двойные портреты и огромные пейзажи. Кроме того, параллельно бельгийские кураторы совместно с Королевской Академией Искусств устроили еще одну выставку Хокни и в отдельных залах повесили совсем новые картины — созданные за несколько месяцев 2020 года яркие зарисовки весны в Нормандии, сделанные в цифровом и аналоговом форматах. Забавно, но именно эта часть выставки в итоге вызывает особый интерес зрителей, чуть ли не часами рассматривающих то, как на экранах вырастают причудливые деревья и расцветают красочные цветы.

«Приход весны» хорош еще и тем, что его можно наблюдать, так сказать, в процессе — художник день за днем фиксирует изменения в природе и не просто нумерует работы, но и размещает их на экспозиции в соответствующем порядке. В итоге вместо традиционной ситуации, когда автор написал картины, кураторы их развесили, а зритель теперь должен на них полюбоваться, возникает ситуация игры и приглашения к диалогу. Может, это и не интерактив в чистом виде и не иммерсивное шоу, зато во всем этом много веселья, тайны, угадывания. И даже то, что в «англосаксонских» залах, где категорически запрещено фотографировать, все перешептываются и перемигиваются, а во «французских» громко разговаривают, свидетельствует о том, что такой формат больше по душе публике и вызывает ее живой отклик. Не говоря о том, что из первых хочется побыстрее уйти, несмотря на всю их прекрасность, а во вторых застрять надолго, сверяя схематичный бесплатный каталог с реальными работами.

Франсиско Гойя в Лилльском Palais des Beaux-Arts

Франсиско Гойя, Молодежь

Лилльский музей изящных искусств, хоть и расположен в самом центре живого студенческого города, находится в тени удаленного, но более молодого и куда более знаменитого музея современного искусства. Это в общем-то совершенно несправедливо: в старинном лилльском музее, разместившемся в специально для него построенном здании конца девятнадцатого века, прекрасная коллекция, в которой есть и Моне, и Ван Гог, и Шагал, и Пикассо. Отдельное место в ней занимает небольшая, но невероятно качественная подборка испанской живописи: Эль Греко, Рибера и Гойя. Собственно, от двух картин последнего в собственном собрании кураторы и отталкивались, когда придумывали большую выставку под говорящим названием «EXPERIENCE GOYA».

На ней зритель и правда получает грандиозный опыт погружения в творчество Гойи — молодого и старого, наивного и искушенного, нежного и скептичного. Достигнается этот эффект присутствия не только через прекрасно подобранные картины и офорты, числом около восьмидесяти, из Мадрида и Будапешта, Мюнхена и Франкфурта, Лондона и Дублина, Сарагосы и Брюсселя, но и благодаря хорошо продуманным и придуманным интерактивам (подборки фильмов о Гойе, коридор с проекциями его работ и так далее), а еще ловким отсылкам в современность и приветам Сальвадору Дали, Анри Картье Брессону и Антонио Сауре. Кроме того, на выставке отлично сделаны экспликации и хорошо работают экскурсоводы, то есть теоретическая база тоже на высоте. Наконец, в соответствии с веяниями времени и идеями устойчивого развития организаторы позаботились и об утилизации: после 14 февраля, когда экспозиция должна закрыться, большая часть застройки будет не выброшена, а использована повторно.

Амедео Модильяни в LaM

Вид экспозиции «Секреты Модильяни» в LaM, Лилль, Франция, 2022

Лиллльский музей современного искусства с его уникальным собранием арт-брют, безусловно, достоин отдельного посещения. Но так совпало, что до середины февраля там проходят еще и две супер-интересные выставки, ради одной из которых я, собственно, и отправилась в довольно-таки удаленный LaM, куда надо добираться сначала на первом в мире полностью автоматизированном метро, а потом еще и на автобусе. В субботний вечер в музее — несмотря на общеевропейское требование при посещении культурных институций в обязательном порядке предъявлять ковид-паспорта или свежие ПЦР-тесты — были настоящие толпы (впрочем, справедливости ради отмечу, что и на Хокни, и на Гойе временами тоже было не протолкнуться). Разумеется, для большинства посетителей центром притяжения стала объемная выставка «Пауль Клее, между мирами», где творчество знаменитого швейцарца срифмовано с наивными детскими рисунками.

Но лично меня интересовали прежде всего «Секреты Модильяни», на которых не просто выставлены картины и скульптуры моего любимого художника, но и показано, как он когда-то создавал свои работы, а реставраторы сейчас их восстанавливают. Несколько любопытных документальных фильмов, подробные диаграммы, результаты спектрального анализа и много чего еще… В результате выставка показалась мне совсем крошечной, но чрезвычайно насыщенной и, может, не такой «кураторской», как две предыдущие, но зато более человечной. Модильяни, чьи картины в любом музейном собрании — огромная редкость и настоящее счастье, тут представлен во всем великолепии: от «Рыжего мальчика» до «Материнства», от «Викинга Эггелинга» до «Обнаженной с сорочкой», от женской головы на холсте до женской головы в скульптуре. Так что проведя в трех залах что-то около двух часов, счастливая и довольная, я купила в музейном магазине альбом Модильяни и больше выставок в этой поездке не посещала.