Как «Слава» стала одной из самых успешных гастрольных постановок БДТ
В Москве продолжаются гастроли Большого драматического театра им. Товстоногова. Спектакли призваны показать современный портрет БДТ: программа этого года стала самой масштабной в новейшей истории театра. Привезли как премьеры, так и хорошо зарекомендовавшие себя постановки вроде «Губернатора» и «Ночного писателя». Также зрители смогли увидеть один из самых успешных гастрольных спектаклей «Слава» Константина Богомолова.
Премьера прошла в 2018-м году, а после этого спектакль успел поездить по России. Не так давно, например, его показывали в Петрозаводске в рамках фестиваля «Золотая маска». На пресс-конференции тогда признались, что «ждали подвоха», поскольку спектакли Богомолова зачастую несут в себе определенный вызов для публики. Однако, «ничего такого не происходило».
Возможно, в этом как раз и кроется оригинальный эксперимент: что будет, если довольно простое советское агитационное произведение в стихах показать современному зрителю? Написанная в 1935-м году Виктором Гусевым пьеса принесла ему успех. Через год в режиссуре Сергея Морщихина состоялась ее премьера на сцене БДТ, и в момент она стала самой популярной постановкой. К 1939 году «Слава» с неизменным аншлагом была сыграна 209 раз, установив своего рода рекорд: на тот момент ни один спектакль театра не пользовался таким успехом.
На первый взгляд, это незамысловатая история о двух инженерах, один из которых отчаянно гонятся за званием героя и изо всех сил хочет поехать спасать гидростанцию от лавины. Второй инженер за славой не стремится, ему важнее люди и качественно выполненная работа. Есть еще и летчица, отважно спасающая возлюбленного смельчака, мать большого семейства, наивные пионеры, профессионал-хирург, словом, классический советский набор персонажей. Гусев начинал с лирических стихов и даже был раскритикован Владимиром Маяковским за «грошовый романтизм». Но именно этот своеобразный лиризм позволял автору незамысловато, но увлекательно, по-опереточному рассказывать о революционном энтузиазме и социальных проблемах. Помимо пьес и стихов он также запомнился публике сценариями к фильмам «Весна в Москве», «Свинарка и пастух» и «В шесть часов вечера после войны».
На какое-то время о пьесе забыли, и вот она снова на сцене. Если аншлаги исторической постановки объяснялись требованиями времени, то популярность современной версии можно объяснить сразу несколькими вещами. Во-первых, ностальгией. Возможно, устав от самых разных театральных нововведений последних лет — от иммерсивных постановок до агрессивных перформансов, публика захотела вернуться к более «классическим» формам. Второй момент — звездный состав. В спектакле задействованы мастодонты БДТ, среди которых народный артист Валерий Дегтярь, народная артистка Елена Попова и Нина Усатова, которая в этом году отметила свое 70-летие. И, наконец, третий элемент — сарафанное радио. Зрители в интернет-отзывах не устают писать, что «на время спектакля вернулись в прошлое», «были приятно удивлены» и «посмотрели интересную историю».
К сожалению, чтобы посмотреть снова спектакль в Москве придется ждать следующих гастролей. Зато его часто можно поймать в родном Санкт-Петербурге, заранее забронировав билеты на официальном сайте театра.