Ленд-арт

,

Паблик-арт

Зачем в Парке Малевича паблик-арт объекты?

Где: Парк Малевича, Московская область, Одинцово
Когда: 1 февраля 2022 — 1 марта 2022

Открытие ленд-арт проекта «Белый лес» в Парке Малевича, Одинцово

1 февраля в Парке Малевича, сохранившего память о местах, которые посещал Казимир Малевич после 1917 года, открылся ленд-арт проект «Белый лес» — групповой проект российских художников. Работы Григория Орехова, Алексея Луки и арт-группы «Художественное уединение» (группа «Обледенение архитекторов», дуэт «ЕлиКука», Ирины Кориной и Ольги Петруненко). «Белый лес» открывает серию лэнд-арт проектов в одинцовском парке, в марте обещают сменить экспозицию.

Контакт горожан с природой — это важный компонент здоровых городов, и такого рода инициатива делает посещение парка еще более желанным и привлекательным. Большим плюсом уличного искусства является и то, что вы получите не только опыт диалога с искусством, как в музее или галерее, но и организуете себе полноценную прогулку на природе с развлечениями на любой вкус. Дополнительными стимулами к посещению можно назвать организованную доступную парковку, лыжный прокат и конечно саму лыжню для бегового и классического хода, возможность согреться и перекусить в приятной кафешке и просто классно провести время с семьей, в парке достаточно детских площадок. Кстати, я при посещении парка была с собакой, вся территория абсолютно френдли для питомцев, никаких препятствий мы не встретили, как в парке «Краснодар» например (многие его знают как Парк Галицкого). Но давайте вернемся к ленд-арту.

Арт-группа «Художественное уединение». Портреты деревьев, 2020

Последние 50 лет искусство все чаще интегрировалось в общественные парки по всему миру. По данным The Trust for Public Land, парки способствуют общественному здоровью и оживляют местную экономику, они соединяют людей с природой и друг с другом. Индивидуализация парков при помощи интеграции паблик-арта формирует узнаваемость места, которое становится значимым, актуальным и личным для каждого посетителя. Этот тип связи культивирует отношение к месту, которое вызывает не только личную ассоциацию, но и может привести к управлению территорией. «По сути, связь с местом влечет за собой формирование эмоциональной или воображаемой привязанности к месту. Такую привязанность можно культивировать через искусство, поскольку у художника уже сформировалась связь, и его/ее искусство становится мостом для других», — объясняет Шерил Глотфелти, соредактор «Биорегионального воображения: литература, экология и место». Другими словами, паблик-арт в парке добавляет огромную ценность культурной, эстетической и экономической жизнеспособности сообщества. В настоящее время общепринятым принципом городского дизайна является то, что паблик-арт вносит свой вклад в самобытность сообщества, способствует развитию чувства гордости и принадлежности к сообществу и повышает качество жизни его жителей и гостей.

Григорий Орехов. Никуда/Nowhere, 2021

Концепция «Парка Малевича» как раз про сохранение памяти места, он наполнен художественными отсылками, геометрическими формами и зеркальными поверхностями, и проект «Белый лес» логично продолжает эту линию. Давайте только разберемся в определениях. Мне ближе следующее: паблик-арт — это художественное выражение, представленное в перформативной, невизуальной, в двух или трехмерной форме, установленное в доступных для общественности местах. Организаторы назвали свою выставку ленд-арт проектом, и чтобы вы не запутались, уточню, что ленд-арт это тоже паблик арт, его подвид, одна из форм.

В экспозиции проекта представлены три работы:

«Никуда/Nowhere» | Григорий Орехов

Григорий Орехов. Никуда/Nowhere, 2021

Красный цвет на белом всегда смотрится ну очень выигрышно, и Красная дорожка из полипропилена длиной 250 метров Григория Орехова не стала исключением. Красная ковровая дорожка носит издревле церемониальное значение — пути победителей. Со времён Агамемнона расстилают её перед вождями, приписывая им божественную искру. Проходя по красному полотну в парке, посетители будто примеряют на себя роль властителей, однако в итоге сами оказываются заворожены пейзажем вокруг. Инсталляция не ограничена одной интерпретацией. Художник задает зрителям вопрос: где проходит красная черта, запретная линия, которую нельзя пересекать ни при каких обстоятельствах? Ежедневно мы становимся свидетелями нарушений границ, а последние сами кажутся все более подвижными. Возможность взаимодействовать с работой, пересечь красную черту в буквальном смысле, позволяет взглянуть на проблему под новым углом и заново провести для себя границу допустимого. Зеркальный главный вход в парк также является работой этого художника.

 

Точка опоры | Алексей Лука

Алексей Лука. Точка опоры, 2021

>В основе работы Луки — образ старого фундамента, который в равном соотношении сделан из найденных художником материалов, отсылающим к старым домам и постройкам, и из новых материалов. Опираясь на свое архитектурное образование и собственные исследования фактуры и геометрии урбанистических пространств, для Парка Малевича художник создал композицию из деревянных элементов. Этот объемный ассамбляж, словно обволакивая деревья, стал естественной частью леса. Художник приглашает зрителя поразмышлять над тем, поглощает ли природа старые памятники и руины, или, наоборот, они поглощают ее, а может быть, в этом взаимном поглощении рождается органичное единое целое.

Портреты деревьев | «Художественное уединение»

Арт-группа «Художественное уединение». Портреты деревьев, 2020

Группа «Обледенение архитекторов» (Алексей Кононенко и Илья Вознесенский), дуэт «ЕлиКука» (Олег Елисеев и Евгений Куковеров), Ирина Корина и Ольга Петруненко продолжили тему акций на пленэрах. Ростовые портреты деревьев — монументальный живописный проект, выполненный в лесу курорта Пирогово для известного события галереи JART «Ча Ща. Выставка в лесах». Два шестиметровых холста с изображением елей, сосен и коряг трансформируют пространство заснеженного Парка Малевича в белые футуристические выставочные залы.

Интеграция искусства в общественные парки — это отличный инструмент для формирования социального капитала и поощрения гражданского дискурса, это профессиональные возможности для художников и креативного класса, обогащение физической среды и оживление привычного пейзажа, повышение гордости за место у сообщества, укрепление связи с культурным наследием и конечно повышение осведомленности общественности о важных проблемах. Независимо от размера и бюджета вашего парка, всегда ищите возможность включить проекты паблик-арта на вашу территорию, будьте изобретательны и размещайте искусство в самых неожиданных местах, как это сделала дирекция Парка Малевича в проекте «Белый лес». Благодаря сотрудничеству Министерства культуры Московской области и галереи JART посетителям представляется возможность увидеть современное искусство на территории Парка Малевича. И напоследок хочется привести в пример результаты исследования влияния искусства на экономические показатели и чувство места. Knight Foundation организовали инициативу «Душа сообщества» и опросили около 43 000 человек в 43 городах США. Опрос показал, что «социальные предложения, открытость и гостеприимство» и, что важно, «эстетика места — его искусство, парки и зеленые насаждения» оценивается выше, чем образование, безопасность и местная экономика как «двигатель привязанности». Интересно, если посмотреть более локально, в Филадельфии опрос местных жителей показал, что просмотр паблик-арта был вторым по популярности занятием в городе, уступая пешим прогулкам и велосипедным прогулкам. Паблик-арт — это инвестиция, которая привлечет внимание туристов, укрепит чувство места о постоянных посетителей и сделает парк более узнаваемым.

Ксения Владимирова, автор телеграм-канала What’s public art?