Томск

,

Современное искусство

Янина Болдырева: «Как я вообще оказалась в Сибири»

В проекте «Долевая нить», представленном сейчас на Таёжной триеннале в Томске, художница Янина Болдырева рассказывает историю своей семьи — о том, как её бабушка оказалась в Сибири, и как получилось, что в этой истории так много умолчаний. Понятно, что подобные рассказы о личном и частном очень тесно смыкаются с большой историей России. И Янина настаивает, что художникам просто необходимо говорить о болезненном и страшном прошлом, чтобы версия из учебника по истории не заслоняла собой твои собственные переживания и судьбы твоих близких.

Янина, вы сделали несколько проектов, связанных с темой семейной истории и репрессий, когда и почему вы начали ей заниматься?

Началось всё с проекта «Теплушка». Наверное, тогда я только нащупывала тему семейной истории. Умерла моя мама, и мне хотелось сделать проект о переживании катастрофы. Я начала обдумывать этот сюжет, и поняла, что весь местный контекст Сибири он и есть о переживании катастрофы. Конечно, тут же появилась тема репрессий: здесь очень много повседневного и бытового сплетено с историей лагерей и переселенцев. И также это часть моей собственной биографии и моих близких, и этот контекст никуда не исчезает. Ты идёшь по городу и видишь заборы, обнесённые колючей проволокой, сейчас в этом нет необходимости — это просто визуальный код, который нам достался в наследство от прошлого. Почему сегодня надо делать такими заборы? Потому что сначала здесь были остроги, потом лагеря, военные заводы, и всё это нужно было усиленно охранять. Подобных моментов в нашем быту очень много.

Янина Болдырева. Из проекта «Теплушка», 2018—н.в.
Роспись стен заброшенной казармы в Новосибирске на улице Воинская

Изначально я задумывала проект «Теплушка» как книгу, я хотела её презентовать и нашла заброшенные казармы, решила сделать там мурал и позвать зрителей. Казармы были сгоревшими, и муж спросил: «Как ты позовешь туда людей, там же потолок сыплется, а вдруг кто-то пострадает?» И я написала: «Ребята, идите на свой страх и риск, кто хочет и кто может». В казармах сидела очень добрая охранница, которая читала свои стихи всем посетителям, и в этом месте возник какой-то очень странный вайб, люди туда потянулись. Со временем охрану там убрали, пространство заросло, туда снова стали выбрасывать мусор, но роспись цела, хотя прошло шесть лет, а я думала, что конструкция продержится не больше полугода.

Помимо мурала и книги, в проекте есть мои рисунки, фотографии и реди-мейд. Мой дед — геофизик, и он мне отдавал свои старые чертежи, среди них сделанная вручную карта залегания каких-то пород, и на ней странный ландшафт без подписей, то есть пустая карта. Я добавила туда своих персонажей, стихи, инвертированные фотографии. Кто-то из читателей узнавал мир вокруг себя, другие говорили: «Янина, почему так мрачно? Что тебя беспокоит?». Думаю, что когда ты переживаешь катастрофу, у тебя полностью меняется оптика, ты видишь мир вокруг себя совершенно иначе. Ты смотришь на тени на снегу, и они выглядят для тебя как силуэты исчезнувших людей. Ты закрываешь рукой свет — и тебе кажется, что это преграда на пути к свободе. Но, полагаю, это всё же культурный код, который мы получили из двадцатого века.

Янина Болдырева. Из проекта «Теплушка», 2018—н.в.
Книга «Теплушка», 2019. 21 × 14 см, 88 страниц в разрезанном виде

Дело в том, что мало кто из нынешних жителей Сибири сибиряки в пятом поколении. Большинство здесь — это люди, чьи отцы и деды были эвакуированы, переселены, сосланы или переехали работать по распределению — это самый безобидный вариант. Практически ни для кого этот переезд не был добровольным. У нас здесь конгломерат заброшенных сюда, странных людей, у которых нет своей земли, нет истории — поскольку часто люди не знают даже своих бабушек и дедушек, семейная история замалчивается. Если начать копать, рискуешь узнать такое, с чем ты не сможешь жить.

Что бы вы порекомендовали молодым художникам, которые хотят заниматься той же темой?

На «Таежной триеннале» во время artist talk я рассказывала, как работать с документами. И многие слушатели говорили: «Ничего себе! Оказывается можно работать с архивами?! То есть можно просто прийти в архив, заказать документы, и тебе их дадут? Оказывается, я имею право получить какую-то информацию?!» Люди не знают, что у них есть права. А для меня стало откровением, что у нас вот такой уровень юридической грамотности: ты же родственник, прямой наследник, конечно, ты имеешь право запросить и получить документы! Так и происходит подмена понятий: твою семейную историю подменяют историей страны, твою личную драму — исторической, и мы думая о прошлом, представляем абстрактных дедов, которые воевали. Может быть, конкретно твой не воевал, допустим работал в тылу на заводе или был в плену. Ты залезь в архив — посмотри, что он делал!

Янина Болдырева. Из проекта «Теплушка», 2018—н.в.
Кадр из видео

Мне кажется, многие из современных фотографов пытаются исследовать семейную историю, поскольку существует уже наработанный метод вот такой проектной исследовательской работы, поиска документов. Если ты студент фотошколы, и тебе хочется сделать классный выпускной проект, то первое что приходит в голову — это история твоей семьи, близких родственников. Нужно только покопаться — и проект готов!

И мне кажется, эти истории нужно рассказывать, потому что большого нарратива ХХ века нам уже хватило, все всё понимают, но людям нужна сильная эмоция — то, что заденет лично тебя. Не надо искать идеальный синий или образ женщины в искусстве, есть очень простые вопросы, которые всех нас волнуют: отношение к свободе, к семье, к справедливости, между человеком и властью. Эти сюжеты настолько нас триггерят, что с ними можно работать всю жизнь. Важно только найти образы, которые бы не давили на жалость и не спекулировали, отыскать правильный тон, чтобы рассказать правдивую и важную историю. Когда-то меня занимали философские вопросы, но я этот этап переросла и поняла, что можно сделать что-то конкретнее, проще и понятнее не только зрителю, но и себе самой.

Расскажите про проект, который вы сделали в рамках «Таёжной триеннале».

Это проект «Долевая нить». Он посвящён моей бабушке, и мне хотелось его закончить, пока она ещё была жива, но не получилось. Это проект про нашу семейную травму, поскольку бабушку и всю её семью депортировали из Молдовы в Сибирь в 1941-й году в рамках знаменитой операции «Юг». Среди насильно перевезённых людей были не только молдаване, но ещё эстонцы, латыши, евреи. Собрали всех «неблагонадёжных», тех, кто «рожей не вышел», и всех перебросили в разные части Сибири. Многие осели в Томской области, но не в самом Томске, а в спецпоселениях в тайге. Конечно, для бабушки это событие стало самым важным в жизни: всю оставшуюся жизнь она пыталась всем доказать, что она правильная коммунистка, а не дочь врага народа.

Янина Болдырева. Из проекта «Долевая нить», 2014
Смешанная техника

Она всегда рассказывала, что ничего не помнит об этом переезде, дескать, была слишком маленькая, всего пять лет. Однако в архивах я нашла, что ей было десять. И конечно она помнила отца, любила его, — я абсолютно в этом уверена. Она так хотела от него откреститься, что было понятно, насколько сильны её чувства и переживания. Просто в какой-то момент минус поменялся на плюс, и образ Сталина заменил ей образ отца. Уже в 2023 году я поехала в Молдову, нашла там документы, касающиеся моего прадеда, материалы заведённых на семью дел — Советская власть с её дотошной бюрократией оставила огромное количество материалов, по которым можно всё изучить.

А в Молдове, оказалось, всё по-другому: люди не стыдятся говорить о травме, о том, что они потеряли близких и скорбят по ним. В Кишинёве на главной площади стоит вагон-теплушка, и люди несут к нему цветы. Приходишь в Национальный архив и слышишь языки всего мира — немецкую, еврейскую, английскую речь. Люди сидят и ищут, ищут, ищут своих предков — это производит огромное впечатление.

Янина Болдырева. Из проекта «Долевая нить», 2014
Смешанная техника

В 2014 году я надеялась, что мы сделаем проект вместе с бабушкой. Она очень любила шить, вязать и вышивать и всё детство пыталась привить мне навыки рукоделия, а мне всё не хватало терпения. Я придумала, что напечатаю фотографии, а бабушка вышьет что-то на них, и это будет наше совместное творчество. Я ей об этом рассказывала, и она хотела мне помочь — вышить на снимках цветы. Но в 2015 году бабушка умерла. Потом я ещё долго вынашивала этот проект о семейной истории с вышивкой, но постепенно поняла, что это работа о бабушке, и он будет неполноценен, если я не докопаюсь до сути, не узнаю, что на самом деле произошло.

Когда я ехала в Молдову, никакого конкретного плана у меня не было, я только потом поняла, что вот они, мои материалы, и я хочу с ними работать, сделать то, что обещала себе и бабушке. И на самом деле проект получился не столько о ней, сколько обо мне — о том, как я вообще оказалась в Сибири.

Янина Болдырева. Из проекта «Долевая нить», 2014
Смешанная техника

Ещё в 2014 году я решила, что буду печатать фотографии на ткани, но тогда не знала, как это делать. Сейчас я познакомилась с печатной графикой и работаю на офортном станке. Я начинала с цифровой печати, но сейчас она меня не устраивает: в ней есть ощущение неподлинности, как будто ты пытаешься обмануть, для работы с историей она не подходит. В итоге, я печатаю вручную на тканях, которые мне отдали родственники, ещё использую свои детские вещи. Я соединяю в коллажах свои фотографии и архивные. В какой-то момент я поняла, что хочу использовать форму тондо, которая использовалась для пасторалей, и в барочных интерьерах. И когда ты берешь что-то предельно гармоничное и дополняешь это своей, совсем не гармоничной историей, в этом как будто заключено примирение. Ты сшиваешь, замыкаешь, вешаешь на стену, и в этот момент как будто происходит преодоление травмы: жизнь — вот она такая. У каждого из нас есть сложная история, с которой ему приходится иметь дело. Однако наша психика так устроена, что примирение нам необходимо, иначе все мы сойдём с ума, скажем: «Зачем продолжать жить, если происходит всё то, что происходит?» Оно не соответствует нашим идеалам, мы против. Да, мы против, но мы ещё и стремимся сохранить себя в этом настоящем.