2000-е

,

2010-е

,

Германия

,

Звёзды

,

Инсталляция

,

Успех

Выбор критиков. Дмитрий Новик: Томас Сарасено

Объекты и инсталляции Сарасено дают ребёнку возможность вообразить себя исследователем Вселенной, а взрослому — почувствовать себя младенцем, тактильно осваивающим окружающий мир

№ 1 (584) / 2013

Томас Сарасено

Аргентинский художник, чьи инсталляции сочетают в себе инновационные инженерные конструкции и утопические фантазии о человечестве

Томас Сарасено. 14 миллиардов, 2012
Вид инсталляции в Taidehalli Kunsthalle Helsinki

Задача современного художника, какой её видит Томас Сарасено, внешне похожий на путешественника из романов Жюля Верна сорокалетний аргентинец из Франкфурта, состоит в смешении социальных, возрастных, гендерных ролей. Сарасеновские «Галактики, созданные в волокнах, как капли, вкраплённые в паучью паутину» (Galaxies Forming along Filaments, Like Droplets along the Strands of a Spider’s Web, 2008—2009) оккупировали главный зал основного проекта 53‑й Венецианской биеннале в садах Джардини. Сложная, но достаточно разрежённая сетка паутины провоцировала публику войти внутрь, пораскачивать «капли» и соединяющие их «паутинки». Заодно подумать, как мало мы знаем об окружающем мире. И честно признаться, что каждый следующий шаг, будь то космические полёты или исследования наномира, даётся всё труднее и стоит всё дороже. В область этики попадают не только опыты по генной инженерии, но и такие невинные на первый взгляд задачи, как полёты человека к другим планетам. Технические решения давно найдены, расходы запредельны.

В прошлом году для проекта «14 миллиардов» (14 Billions, 2010—2012), показанного в Хельсинки, Сарасено поместил в относительно небольшое пространство (7 × 8 × 5 метров) паутину, сконструированную из трёх километров чёрной вёревки. Чтобы сплести её, потребовалось сделать 25 тысяч узелков. Паутина явилась результатом обработки модели Вселенной методом лазерной томографии. В этом объекте частота нитей позволяла перемещаться между ними только ребёнку. Призом для маленьких исследователей становилось достижение «центра Вселенной» — той точки, откуда человек-паук Сарасено начал плести свою Сеть. Использую прописную букву умышленно, аналогии с интернетом напрашиваются. Но художник решает нанести фанатам Всемирной паутины неожиданный удар. В том же проекте Сарасено «предложил» десятку разных видов пауков, собранных по всему свету, выткать настоящую паутину. Они, словно соревнуясь в архитектурных дарованиях, в реальном времени создавали большие и сложные конструкции. При всей их лёгкости, они выглядели нарушением закона тяготения.

Томас Сарасено. 14 миллиардов, 2012
Вид инсталляции в Taidehalli Kunsthalle Helsinki

Современные художники часто используют живых насекомых в своих инсталляциях. Достаточно вспомнить проект с муравьиной семьей «Oh!m1gas» эквадорца Куай Шена, показанный на «Манифесте 9» в Генке. Сарасено работает проще, и в то же время точнее, более образно и выразительно. Конечно, художник не столь наивен, чтобы возвести пауков в ранг венцов творения. Его задача прежняя — смешать роли, заставить нас усомниться в универсальности интернета как доминирующего способа всеобщей коммуникации.

«Паутина» стала смыслом жизни для миллионов, а социальные сети — доминирующей формой времяпровождения, хотя часто эта страсть связана с риском потерять хорошо оплачиваемую работу.

Адекватна ли цена, которую человечество платит за сделанное 40 лет назад пентагоновское изобретение, связавшее между собой несколько компьютеров?

Может быть, ответ содержится в проекте «Город в облаках» (Cloud City, 2012) для музея Метрополитен. Сарасено предлагает войти в гигантскую органическую молекулу, полазать по ней, почувствовать себя Уотсоном и Криком. В итоге — ощутить драйв открывателя, а не импотентного потребителя, способного только лайкать, ретвитнуть и зачекиниться.

Можно поискать истину в новом проекте Сарасено для знаменитого миланского HangarBicocca, где поднявшись на высоту семиэтажного дома любой совершеннолетний желающий прыгал «без парашюта» на придуманную Сарасено конструкцию из прозрачной плёнки, не имевшей видимых опор.

Но скорее всего, художник и сам не знает ответов на свои «детские» вопросы. Поэтому привязывает к воздушному шару примитивный гамак, который не мешает обзору, чувству высоты и ветра, и отправляется на поиск приключений. Вы готовы составить ему компанию?