Выбор критиков. Даша Барышникова: Марк Дион
В области эко-арта, искусства, работающего с проблемами окружающей среды, американский художник Марк Дион сегодня один из самых известных
Его персональные выставки проходили в галерее Тейт в Лондоне (1999), Музее современного искусства в Нью-Йорке (2004), Художественном музее Майами (2006), Новом Национальном Музее Монако (2011); в прошлом году Марк Дион принял участие в тринадцатой «Документе». Помимо собственно проблем экологии, Дион озабочен и вопросами восприятия природы, и тут его подход достаточно строг: используя научные методы сбора и систематизации объектов, он изучает, как господствующие идеологии формируют наше понимание природы. «Музей истории — важнейшее место для любого расследования о том, как доминирующая культурная группа создаёт и продвигает свою правду о природе», — говорит художник. Исследуя отношения с окружающей средой, Дион задаётся вопросом и об авторитете голоса учёного в современном обществе, где разница между «объективными» научными методами и «субъективным» восприятием не всегда видна. В создаваемых им сегодня (по образцу вундеркабинетов XVI века) комнатах курьёзов вещи упорядочены достаточно странным, подчас фантастическим, образом.
«Скоро наша планета станет весьма убогим местом, и как и многим другим суровым наблюдателям, мне трудно удержаться от комментариев по поводу этого жуткого спектакля»
В одном из своих текстов художник так обозначил своё credo: «С течением времени мои работы становятся более мрачными, к тому же я пессимист. Раньше я считал, что знания могут предотвратить экологические бедствия, что если людей информировать о таких вещах, как уменьшение биоразнообразия или глобальное потепление, они будут стремиться справиться с этими проблемами. Теперь я уже не верю, что всё так просто. Нет, я не думаю, что случится глобальная катастрофа, скорее, мир постепенно будет становиться менее прекрасным местом для жизни: озоновые дыры, лесные пожары, вымирание видов, разрушение экосистемы… Скоро наша планета станет весьма убогим местом, и, как и многим другим суровым наблюдателям, мне трудно удержаться от комментариев по поводу этого жуткого спектакля».
В своих экспозициях художник действует как биолог и археолог, как лабораторный аналитик и куратор. Дион из тех художников, кто берёт на себя роль, выходящую далеко за пределы сферы искусства, в сущности, он антрополог, системно исследующий свою эпоху. Как и любая из его выставок, недавняя «Жуткая сокровищница» в Het Domein — это и размышление о функциях самого музея. Помимо собственных работ, Дион адаптирует в «шоу» подборку объектов из коллекции Het Domein и из соседних музеев и архивов. Эту инсталляцию можно рассматривать как попытку восстановить что‑то из наших предыдущих представлений о том, что такое универсальный музей с его сочетанием различных дисциплин и областей знания.
«Моя работа, — считает Дион, — связана с изучением наших представлений о природе. Эти представления меняются с течением времени: например, идея о том, что природу надо защищать — совсем свежая. Я пытаюсь обнаружить моменты, когда возникают эти радикально новые отношения к природе — новые идеи, новые форматы
Разумеется, Диону столь же важна и актуальная ныне идея о выставке как аттракционе. Как заявил однажды художник — музеям нужно вернуть их роль «пороховой бочки воображения». Работа художника, по мнению Диона, должна идти вразрез с господствующей культурой, бросая вызов застывшим матрицам восприятия. Идея эта, конечно, не нова. Но, соединяя критическое мышление исследователя социальной проблематики и аналитический аппарат лабораторного учёного с любопытством путешественника и азартом охотника, Дион создаёт инсталляции, провоцирующие зрителя вновь задумываться о, казалось бы, давно привычных проблемах.