Выбор критиков. Дарья Пыркина: Андреас Зикман и Алиса Крайшер
Проекты Зикмана и Крайшер дважды демонстрировались в России, но резонанса они не вызвали, ибо плохо коррелируют с тем продуктом, который нынче востребован на нашем художественном и медийном рынке
Основа стратегии этого дуэта — практики социальной вовлечённости, а главенствующая проблематика — публичное пространство, власть, «сбои» в системе общества. В работах Андреаса Зикмана и Алисы Крайшер доминирует плакатно-комиксная стилистика, они апроприируют языки уличной рекламы, например, зикмановы «Общество с ограниченной ответственностью» (Gesellschaft mit beschränkter Haftung, 1996—2002) и «Просачивание вниз. Публичное пространство в эпоху его приватизации» (Trickle down. Der öffentliche Raum im Zeitalter seiner Privatisierung, 2007). Излюбленные материалы и техники — рисунок, коллаж, тиражная графика, трафаретные принты, манекены. Крайшер добавляет к этому списку текстиль и прочую «женскую» продукцию («Аппарат для осмотической компенсации давления» / Apparat zum osmotischen Druckausgleich von Reichtum bei der Betrachtung von Armut, 2007), она не обходит вниманием гендерную проблематику. Оба автора используют узнаваемые, легко считываемые визуальные формы.
Особенно примечательны совместные кураторские проекты Зикмана и Крайшер, где практики собственно художественные смыкаются с активистскими — получается «артивистский» конгломерат, балансирующий на грани искусства и реальной жизни. Так, «Экс-Аргентина» (Ex Argentina, 2002—2006, Берлин, Барселона, Буэнос-Айрес, Москва), помимо собственно экспозиции, сопровождалась большим количеством дискуссий, видеопоказов, мастер-классов с активным привлечением местного художественного и активистского сообщества, то есть вместо зафиксированного «конечного продукта» — выставки — открытое, подвижное пространство, «проект в развитии», с разных сторон и позиций анализирующий ту или иную проблему, в данном случае — ситуацию Аргентины эпохи политического и экономического кризиса. Здесь было заявлено важное понятие, рефреном звучащее во многих последующих опытах, «бегство от работы в действие» — высвобождение энергии избавившихся от эксплуатации наёмных тружеников и концентрация их усилий на «социальном действии» и работе на самих себя.
Другой проект — «Жестокость подспудно присутствует во всём» (Gewalt ist der Rang aller Dinge, 2002, Вена) затрагивает проблему жестокости как политического инструмента и её рефлексий в работах художников, сегодня и в исторической перспективе (начиная с Парижской коммуны). Здесь они апеллируют к опыту сценических постановок, организуя выставочное пространство как сцену и пространство за кулисами.
Эти театральные, игровые моменты особенно важны для проекта «Единожды и симультанно — музыкальные сцены для отрицания работы» («Документа», 2007). Постановка этой «оперы» осуществилась в торговом центре, а либретто строилось на переосмыслении «реального» хода истории. Здесь они продолжают разработку понятия «бегство от работы», а идея карнавализации и использования смеховых стратегий выходит на первый план.
Один из недавних кураторских проектов (совместно с Максом Йорге Хиндерером) — «Принцип Потоси» (The Potosí Principle / How can we sing the song of the Lord in an alien land?, 2008—2011, Мадрид, Ла Пас, Берлин, Екатеринбург) посвящён импорту не только материальных ценностей, но и образов, идеологий, жизненных подходов, политических концепций из Нового Света в Старый, в колониальную и постколониальную эпохи. Через изучение истории боливийской живописи (преимущественно религиозной) авторы размышляют о политических реалиях эпох первоначального накопления и когнитивного капитализма.
Зикман и Крайшер — художники, не выдающие искусство-объект, сознательно избегающие «спектакля», но стремящиеся переосмыслить способы создания произведения. Тем не менее, их стратегии созвучны устремлениям определённого круга российских авторов, который в связи с политическими событиями последних лет постоянно расширяется.