Москва

,

Выставки

«Владимир Гиляровский. Свой человек»

Валентин Серов. Привоз иконы в трактир, 1898

Новая выставка в Музее русского импрессионизма посвящена личности Владимира Гиляровского, автора знаменитой книги «Москва и москвичи». Куратор проекта Анастасия Виноградова рассказывает, что важной её задачей было показать Гиляровского частью художественной среды своего времени. И «свой человек» — имеется в виду в том числе в артистических кругах. Так что на выставке представлена целая галерея портретов — Максим Горький, Антон Чехов, Федор Шаляпин, Александр Куприн — все ближайшие друзья Гиляровского. Среди его приятелей также были Паустовский, Брюсов, Ходасевич, Андрей Белый — всех и не счесть, виднейшие авторы и новаторы своего времени, при этом сам писатель придерживался весьма консервативных взглядом, любил передвижников, ценил техническое мастерство, на дух не выносил импрессионистов и публиковал ругательные статьи про новаторские течения в искусстве. Тем не менее, русский авангард на выставке представлен, и как раз потому, что это часть времени, о котором Гиляровский писал.

Владимир Алфеевский. Кафе «Артистическое», 1924

Выставка, конечно, иллюстрирует не тексты Гиляровского, но показывает людей, места и пейзажи, которые он наблюдал, — вот дремучие леса, где живут раскольники, практически вплотную к ним стоял дом, где писатель провел детство. Вот сцена порки — маленький Володя позолотил комнатной собачке Жужу такие места, какие совершено не принято было золотить, за что и был порот крапивой. А вот донская степь, Царицын, Ярославль и Рыбинск. Рассказывая о том, как Гиляровский скитался по Руси, наблюдал жизнь бурлаков и сам входил в артель, куратор сетует, что российский критический реализм в живописи оказался недостаточно критическим, чтобы показать всю тяжесть условий, в которых существовали люди, и трагедии, которые те переживали и которые отразились в текстах Гиляровского.

Михаил Черемных. Гляди в оба, 1931

Профессиональная деятельность «короля репортеров» — отдельная и, конечно, самая обширная тема выставки. Редактор газеты «Московский листок» Николай Пастухов учил начинающего журналиста: «Будь как вор на ярмарке! Репортерское дело такое». И Гиляровский научился — стал «своим человеком» не только для московской интеллигенции, но буквально для всех, в том числе и для бездомных мальчишек с Хитровки, которые охотно служили информаторами молодого газетчика. Раздел открывается картиной «Интервью» Владимира Маковского, а продолжают его юмористические наброски Михаила Чемоданова для разных журналов — тот же репортаж, что у Гиляровского, но визуальный.

Виктор Перельман. Рабкор, 1925

Вторая часть выставки на минус первом этаже музея представляет разнообразные пространства, которые изучал и выводил в своих текстах писатель, — трактиры, торговые ряды, винные лавки, ночлежки и улицы, принадлежащие извозчикам. Здесь куратор опять сетует, что в изображении городского дна русская литература богаче и деталями, и даже красками, чем живопись того же времени. Писателям (не только Гиляровскому, но, например, Максиму Горькому) удавалось показать эту донную жизнь глубже, подробнее и страшнее. Поэтому на этикетках решили оставить лишь тексты Гиляровского, которые все скажут зрителю лучше, чем любые искусствоведческие комментарии.

Александр Дейнека. Окраина Москвы, 1929

Официальная задача этой второй части выставки — показать Москву, какой её мог видеть Гиляровский, однако образы города, созданные столь разными художниками рубежа XIX—XX вв.еков, оказались столь непохожими, что их никак не получается собрать в целостную картину, которую мог воспринимать писатель. Поэтому организаторы проекта говорят и о другой своей задаче — показать перелом в искусстве, пришедшийся на годы жизни Гиляровского, который сам начинал как бурлак, а потом едва не успел покататься на метро. Вероятно, это и правда воспринимается иначе, когда смотришь на искусство не как на последовательность направлений в рамках большой истории, а как на букет впечатлений, доставшихся одному, очень внимательному и чуткому к своему времени человеку.

«Владимир Гиляровский. Свой человек«
Музей русского импрессионизма
16 октября 2025 — 25 января 2026